Сотрудничество танца и музыки насчитывает много веков. Это две грани одного искусства. Знакомство с миром танца начинается с музыки. Поэтому работа педагога-хореографа и музыкального наставника (концертмейстера) важна в равной степени.
На начальном этапе очень важно формирование восприятия музыки, развитие интереса и любви к ней. Поэтому мы отбираем произведения яркие, образные и художественно ценные.
Мне врезались в память слова, которые великий балетмейстер и хореограф Игорь Моисеев говорил своим артистам: «Танцуй не движение, а характер, настроение, эмоцию, образ!» Именно это побудило меня связать воедино двигательные упражнения с подходящей сюжетно-образной задумкой на занятиях ритмикой.
Все дети от природы расположены к напеванию. Наверное, это идет от колыбельной мамы и вообще звучащего вокруг мира. Поэтому я тщательно отбираю самые яркие образы детских песен, чтобы дети пели и эмоционально откликались на выраженные в музыке чувства. Так что ритмика у нас поющая. А содержание, сюжет песни – своего рода либретто. Такая форма работы помогает не только услышать музыку, но и «увидеть» ее. А еще, мы наполняем ее элементами актерского творчества. Например, «Песенка Львенка и Черепахи» (муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова). Дети с наслаждением поют и выполняют упражнения: работа стоп, «шагающие ножки», «складочка», работа рук и головы. Раскрывают легкий и жизнерадостный характер музыки, характеры ее героев – озорного Львенка и степенной, разумной Черепахи. Но мы не упускает ни одного персонажа. Когда «носорог-рог-рог идет» – у нас «шагающие ножки», «крокодил-дил-дил плывет» – мы делаем «складочку», изображая плавание. Когда речь идет о Львенке, поднимаем руки в 3‑ю позицию, показывая гриву.
Для растяжки и гибкости позвоночника звучит не менее известная песенка «Кукла-неваляшка» (муз. З.Левиной, сл. З.Петровой), «перекатываясь», дети поют: «Не спим, не сидим и ложиться не хотим». В конце делаем наклоны вправо и влево, разгружая позвоночник под слова:
Ох раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас.
Мы поклонимся сейчас,
Постараемся для вас.
Еще пример – «Песенка про кузнечика» (муз. В.Шаинского, сл. Н.Носова). Сомкнутыми ладошками мы показываем огуречик, руками – травку, пальчиками – козявку, локотками – крылышки мухи. Трагичный финал мы меняем на благополучный, в котором «хорошая лягушка не съела кузнеца», и радостно хлопаем в ладоши. И это важно, так как пережитое вместе что-то доброе и хорошее очень способствует психическому здоровью детей.
Давно заметила: когда дети поют во время занятий ритмикой, нет ни одного ребенка, который бы вяло и неохотно занимался. Пение помогает все делать осмысленно, вся группа становится творчески активной.
Для выполнения подскоков, галопа по кругу и диагонали у нас тоже есть особые песенки. Стихи для польки Л.Минеевой мы придумали сами:
Нашим ручкам,
Нашим ножкам
Упражнения нужны.
Потому что в танце нашем,
Все движения важны.
Особо значимыми считаю музыкально-танцевальные импровизации, потому что воображение развивается в процессе накопления впечатлений, образных представлений. А для этого необходимо давать пищу для восприятия. Русские и зарубежные композиторы подарили нам много настоящей высокохудожественной музыки для детей. Это всем известные альбомы П.Чайковского, Р.Шумана, С.Прокофьева, Д.Кабалевского, Г.Свиридова. Но не только золотой фонд детской музыкальной литературы я предлагаю для творческих заданий своим воспитанникам. Наши современники, композиторы XXI века, тоже обогатили детский репертуар замечательной музыкой. Дети живо реагируют и любят проявлять себя под «Музыкальные зарисовки» Н.Тороповой («Цветок и бабочки», «Цыплята», «Прогулка»), детские альбомы В.Коровицына («Вальс Золушки», «Дюймовочка»), И.Парфенова («Танец зеленой лягушки», «Шутки клоуна») и др.
А когда наши воспитанники соприкасаются с фрагментами лучших образцов балетной, оперной, симфонической музыки, я обязательно им о ней рассказываю и вижу, какую гордость испытывают дети, ведь эта музыка звучит в лучших театрах мира.
Много лет назад, будучи студенткой режиссерского факультета, я решила поставить музыкальную сказку «Три поросенка» с одной из младших групп танцевально-хореографического коллектива, в котором работала концертмейстером. И поняла, что это мощный толчок к развитию. Даже самые тихие и застенчивые дети стали инициативными, общительными, более уверенными в себе.
В «ТаНаМи» мы работали над музыкально-танцевально-театральными сказками-миниатюрами. Были поставлены «Сказка о попе и работнике его Балде», «Истинная правда» Г.Х.Андерсена. И это тоже послужило раскрытием творческого потенциала для донесения художественного образа в танцевальных номерах и, что немаловажно, помогло детям задуматься о драматургии музыки.
Многие выпускники «ТаНаМи» уже взрослые люди, все они реализовались профессионально, разносторонне развивают своих детей, да и сами постоянно учатся чему-то новому. Жизнь их наполнена смыслом, позитивом и постоянным развитием. Хочется верить, что и я своим трудом поучаствовала в этой энергии созидания.
Светлана ЛАНИНА,
концертмейстер коллектива народного танца «ТаНаМи» Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»
Комментарии