– Мне кажется, не стоит сравнивать два совершенно разных явления, а именно победы наших школьников на олимпиадах высокого уровня и низкие рейтинги учащихся в целом, или даже результаты ЕГЭ, так взбудоражившие общественное мнение. На школьную олимпиаду приходят сотни детей, на районный уровень выходят уже десятки, городского уровня и выше достигают единицы. Любой педагог, которому посчастливилось воспитать победителя олимпиады, конкурса, конференции высокого уровня, знает: это работа штучная, ювелирная, требующая постоянного внимания. Менделеев, Эйнштейн, Леонардо, Пушкин… Каждый из них уникален, у каждого из них рядом был хороший учитель либо же взрослый, сумевший рассмотреть юное дарование, поддержать и развить его. Идеальный случай в современной школе – если усилия педагога и родителей совпадают или если они друг другу не мешают. Что я имею в виду?
Бывало, что я беседовала с родителями талантливого ребенка, которые говорили мне, что ничем помочь не смогут в силу незнания моего предмета, но готовы следовать моим советам, следить за режимом дня, например. Бывало и так, что ко мне обращался учитель-предметник, просил, чтобы мы – родители – подзанялись со своим ребенком, потому что педагогу не хватало знаний или опыта для того высокого уровня, на который вышел ребенок. С талантливыми детьми бывает нелегко. Известно, что Эйнштейна, например, неоднократно выгоняли из школы. Родители упорно старались помочь сыну завершить образование. Наконец он подрос, попал в колледж именно на тот факультет физики, который его интересовал, а остальное, как говорится, – достояние истории.
Образование стало всеобщим и обязательным относительно недавно. Нужно обладать не только опытом, но и вниманием, добротой, проницательностью, чтобы понять, попался ли тебе будущий Эйнштейн, или это просто лентяй. Если бы к юному Пушкину в лицее преподаватели математики подходили так, как относятся к нестандартному ребенку сегодня в массовой школе, неизвестно, было ли бы у нас «наше все».
Осмелюсь утверждать, что Россия имела бы куда больше победителей на любых соревнованиях высокого уровня, если бы удалось решить две крупные проблемы. Первая – отношение к талантливым детям. Не зря существует поговорка «Талантам надо помогать, посредственность пробьется сама». На сайте Министерства образования и науки РФ выложено «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников». Часто приходится сталкиваться с тем, что в школах о нем не знают или же говорят: «Ну, это в вашем Интернете, а нам нужен приказ», то есть бумага с подписью и печатью. Что происходит? Ученик выходит на городской уровень. Ему нужно готовиться, заниматься по индивидуальному графику, он пропускает уроки. Чем выше уровень, тем больше дней ребенок отсутствует. Скажем, юного победителя международной олимпиады я не видела на своих уроках несколько месяцев. Суть ведь не только в том, что ребенок пропустил все итоговые контрольные, опросы и так далее. Все это время он напряженно работал только над одним предметом, больше ничего в его голове нет. С чем он зачастую сталкивается, придя в школу? Я-то заранее поставила ему «отлично» по своему предмету по совокупности его достижений до того, как начался олимпиадный марафон. На педсовете отстояла от нападок учительницы по основному предмету, которая кричала, что не поставит ему положительной оценки, пока он не сдаст все «долги». Позвольте, какие «долги»? Победитель любой олимпиады приносит школе славу!
Спросите любого педагога, который растит олимпиадника, и вам скажут: да, ребенок может приехать с Всероссийской олимпиады с победой по математике или по иностранному языку, а учительница русского языка немедленно поставит ему двойку, или же учительница истории будет требовать, чтобы он сдал какой-нибудь зачет. Приходится защищать детей от своих же коллег. По-моему, это просто зависть.
Вторая проблема – деньги. Поделюсь своим опытом. Нужно было вести ребенка на Всероссийскую олимпиаду. Звоню в областное управление образования, мне отвечают, цитирую: «Вы покупайте билеты, а мы вам потом выплатим деньги». Интересно, откуда учитель возьмет такие деньги? Часто дорогу оплачивают родители. Деньги возвращают через год, два, три. Так быть не должно. Нужно избавить педагога от потери времени, сил на ненужную волокиту – у него будет больше возможностей заниматься одаренным учеником.
Комментарии