search
main
0

Талант и бедность. Портрет учителя на фоне реформ

Как увеличить отдачу от затрат государства на подготовку специалистов и привлечь к финансированию их обучения сельскохозяйственные предприятия – об этом шла речь на заседании Совета по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития Астраханской области. «В ближайшие десять лет нам предстоит сформировать в регионе новую экономику, и без квалифицированных кадров эту задачу не решить», – заявил губернатор Александр Жилкин, призывая руководителей профильных министерств и ведомств, учебных заведений и ведущих предприятий Астраханской области объединить свои усилия. На заседании совета подробно обсуждались проблемы сельской школы как первого и наиважнейшего звена обучения граждан. Глава областного комитета Профсоюза работников образования Татьяна БУГРЕЕВА предложила объявить следующий, 2009 год не только Годом села в Астраханской области, но и Годом сельского учителя, чтобы привлечь внимание всех структур власти, бизнеса и творческих союзов к социальному статусу педагога. Пока что этот статус, заметила Татьяна Михайловна, неуклонно падает, и вопрос о том, кто же будет осуществлять модернизацию образования на селе, стоит чрезвычайно остро.

Произошедшие перемены в России оказали колоссальное воздействие на учителя, его статус и положение в обществе, условия его жизни и профессиональной деятельности, оплату труда и ряд других социально-трудовых прав.

Каковы приобретения и потери учителя в результате осуществленных и продолжающихся реформ?

Сельские учителя позитивно оценивают представленное им право социально-педагогической инициативы.

Бесспорным приобретением для сельского учителя стало дальнейшее развитие демократических начал в жизни педагогических, детских и родительских коллективов, управляющих советов.

Обновляется система повышения квалификации педагогов. Помимо систематической курсовой переподготовки стали пользоваться поддержкой межкурсовые мероприятия, организуемые ИПК, интернет-конференции и конкурсы профессионального мастерства «Учитель года». Изменились и районные методические службы, которые поменяли свой статус, преобразованы в информационные центры.

Хорошие методические службы созданы и продолжают работать в Знаменске, Лиманском, Камызякском и Ахтубинском районах. Их работу можно проследить по качеству представленных материалов на учителей – лауреатов президентских и губернаторских грантов, участников областных конкурсов профессионального мастерства. Из 200 педагогов, получивших в 2006-2007 годах губернаторские гранты, 88 человек – представители сельской школы.

Учитель нового поколения должен владеть новыми информационными технологиями. Сегодня уже 33,2% сельских учителей имеют дома компьютеры. Однако исследования показали, что можно иметь компьютер, но не уметь им пользоваться.

Побывав в сельских школах, оснащенных компьютерами, в «продвинутых» школах, мы столкнулись с тем, что учителя не смогли показать нам электронные тетради учеников, электронный журнал, страничку школы, творческий отчет методического объединения, сравнительные результаты учеников, учителей. Даже поурочные планы учитель по старинке пишет ручкой в тетради, потому что так требуют завучи. Ряд руководителей образовательных учреждений не испытывают потребности в пользовании компьютером, не читают электронную почту, не пользуются новой информацией.

Отсюда серьезная проблема в системе образования на селе – уровень подготовки руководителей образовательных учреждений и их заместителей в современных условиях.

Из 303 директоров начальных, основных и средних школ сельской местности 28,3% – люди пенсионного возраста. Мы понимаем, что пенсионер пенсионеру рознь, и такой руководитель, как Александра Георгиевна Сычева, директор Краснобаррикадной средней школы Икрянинского района, еще может показать пример молодым: у нее поистине инновационное мышление, нацеленное на приближение качественного образования непосредственно в село. Но изменять подготовку руководящих кадров для школы сегодня просто необходимо.

«Единая Россия» сейчас работает над проектом «Профессиональная команда страны». Идет интенсивная переподготовка кадров на всех уровнях. Все понимают, что нужны новые, молодые, перспективно мыслящие люди, готовые помочь России продвинуться вперед, чтобы обеспечить в будущем конкурентоспособность нашей страны.

Значит, и нашей отрасли надо серьезно думать о подготовке резерва руководящих и педагогических кадров, создать свой проект «Руководящие кадры для образования».

Руководители инновационных школ понимают, что учитель – движущая сила всех преобразований и новаций в образовании. От его отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, уровня квалификации и педагогического мастерства зависят подготовленность выпускников сельской школы к жизни и труду, базовый уровень образованности юного поколения жителей села, успех модернизации образования в целом.

Согласно статистическим данным, у нас в области работают 18236 учителей в общеобразовательных школах, из них 9223 – в сельской местности.

Ограниченность, а где-то отсутствие финансовых средств на прохождение курсовой переподготовки лишает учителей возможности повысить свою квалификацию, посетить семинар, конференцию, изучить опыт своих коллег. Эта проблема остро звучала 5 июня на учредительной конференции областной Ассоциации творческих учителей (с инициативой ее создания выступили Министерство образования, обком профсоюза и Институт повышения квалификации и переподготовки кадров).

К сожалению, органы муниципальной власти до сих пор не возвратили долги, необходимые для повышения квалификации сельских учителей (командировочные). Общая сумма долга за последние 2 года составляет 1 миллион 703 тысячи 686 рублей.

Необходимо отметить, что у нашего Института повышения квалификации нет своего общежития, санатория-профилактория, да и само здание требует хорошего ремонта и укрепления материальной базы, хотя многое уже сделано.

На конференции учителя говорили о необходимости приобретения комфортабельных автобусов, чтобы организовать творческий обмен делегациями между районами области. Педагоги готовы давать мастер-классы для своих коллег в муниципальных образованиях. Автобусы необходимы также для организации экскурсий, которые позволят учителям повышать свой культурный уровень, изучать историю края.

Проблема досуга учителей, состояния их здоровья и оздоровления вызывает особое беспокойство.

Мы провели социологический опрос, чтобы узнать, как организуют свой досуг и что читают сельские учителя. Как выяснилось, многие педагоги давно не были в театре, не могут приобрести хорошую литературу. 48% опрошенных указали, что на возможности и уровень культуры чтения учителя влияют материальные затруднения. А 74,8% ответили, что нет времени на чтение. В основном учителя предпочитают специализированную литературу (63%), читают классику (53%), стали увлекаться детективами (32%). Все выписывают газеты и методические журналы, приобретают методические разработки.

Учителя выдвинули ряд предложений:

– обновить фонд школьных библиотек, выделив для этого средства;

– снизить цены на книгоиздательскую продукцию;

– сделать практикой проведение фестивалей литературного творчества, встречи с интересными людьми, открыть телеканал «Семейное чтение», в селах открыть книжные магазины;

– увеличить компенсацию на книгоиздательскую продукцию до 300 рублей;

– увеличить зарплату, чтобы учитель работал на одну ставку и имел возможность больше времени уделять чтению.

А пока суть да дело, 100 рублей – средства на методическую литературу – облагаются подоходным налогом, если учитель ежемесячно не предъявляет никаких документов, да и долги по выплате методической литературы у нас есть в Ахтубинском, Володарском, Енотаевском, Икрянинском, Камызякском, Лиманском, Черноярском районах.

И еще одна проблема. Как правило, большинство молодых педагогов не могут создать семью (юношей на селе нет). Одинокие молодые учителя составляют 18% от общего числа сельских учителей. Все это не может не влиять на настроение учителя, отвлекает его от главного – наиболее полной реализации своего призвания.

Как показывает практика, сельский учитель сегодня вынужден содержать личное подсобное хозяйство, чтобы обеспечить свою семью: свыше 65% учителей имеют приусадебные участки и личное подворье.

Учитель, идущий во главе процесса модернизации сельской школы, должен вызывать абсолютное доверие, тогда его ждет педагогический успех.

Возникает парадоксальная ситуация: быть сильным и уверенным в себе призывает порою слабый и не уверенный в себе учитель. Социальный статус учителя, который беден и беззащитен, неуклонно падает. Даже талант не спасает его. А дети не прощают слабости.

Демографическая ситуация на селе обостряет проблему малочисленных школ. Идет сокращение учителей, уменьшение учебной нагрузки. В среднем по области она составляет 19,6 часа, но появилось много сельских учителей, у которых нагрузка небольшая – от 6 до 10 часов. И загрузить учителей практически нечем. Чтобы решить эту проблему, надо переобучать их в педагогов дополнительного образования, но понадобится дополнительное финансирование муниципальных школ. Поэтому мы предлагаем принять программу «Педагогические кадры Астраханской области».

Все больше проявляется тенденция к старению педагогических кадров. Омоложения не происходит. Средний возраст педагогов в сельской местности – 48-50 и более лет, а молодых учителей только 4,2%. Работающих пенсионеров – 22%, и с каждым годом эта цифра растет. За последние 3 года в села приехали работать 322 учителя, которые воспользовались предусмотренными для них денежными выплатами, увеличенными с 10 до 50 тысяч рублей. Это, конечно, здорово, но молодежь нуждается в постоянной заботе, для этого нужна особая подпрограмма «Молодые учителя Астраханской области».

В особенно сложном положении оказались сельские школы, расположенные в депрессивных районах, а также в селах с объективно недостаточным потенциалом для саморазвития. Условий для совершенствования учителя и детей в таких школах нет. Создание ресурсных центров и губернских колледжей – выход из ситуации, чем сейчас наше Министерство образования и занимается.

Сегодня профессия учителя на рынке труда проигрывает другим профессиям. Причина – социально-экономическое положение учителя на селе. Это выражается в невысокой зарплате, отмене льгот по оздоровлению, необеспеченности рабочего места учителя новым оборудованием, необеспеченности жильем, отсутствием досуга и возможности карьерного роста.

Проблема усугубляется неполным соблюдением предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий и льгот педагогам, работающим в сельской местности.

Вопрос о том, кто же будет осуществлять модернизацию образования на селе, уже поставлен в повестку дня общественной жизни России, поэтому мы и предложили обсудить его на Совете по вопросам кадрового обеспечения при губернаторе области, чтобы договориться о дальнейших шагах по обновлению и совершенствованию кадрового потенциала в образовательной сфере.

Наш профсоюз предлагает:

– приблизить возможности Института повышения квалификации и переподготовки кадров к сельской школе для обучения учителей в сфере ИКТ;

– оснастить ИПК современным оборудованием и укрепить его высокопрофессиональными кадрами;

– выделить помещение под санаторий-профилакторий и общежитие для учителей;

– принять программу «Педагогические кадры Астраханской области» с подразделами:

повышение квалификации,

резерв руководящих и педагогических кадров,

здоровье учителя и отдых,

жилье и другие вопросы.

Мы всецело поддерживаем инициативу губернатора – объявить 2009 год в Астраханской области Годом села и конкретно Годом учителя сельской школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте