search
main
0

Такие разные четвероклассники

В шутку и всерьез о выпускниках начальной школы

Четвертый класс – выпускной в начальной школе – неспроста считается переломным. После его окончания дети остаются теми же детьми, однако их жизнь меняется. Интерес к учебе при повышении нагрузки нередко снижается, зато начинает расти интерес к противоположному полу, а мнения одноклассников теперь могут казаться гораздо важнее мнения родителей. В начальной школе классную руководительницу без преувеличения можно назвать второй мамой – первую учительницу дети, как правило, запоминают навсегда. А вот имена некоторых педагогов, ведущих нас с пятого класса, через годы и десятилетия порой стираются бесследно. Герои книг Александры Калининой, Софьи Ремез и Ксении Беленковой пока что четвероклассники. Они очень разные: веселящиеся и страдающие, шумные и тихие, ищущие справедливость и ломающие школьные устои, по-своему воспринимающие мир и придумывающие, как его улучшить. Давайте с ними познакомимся. И начнем с 4‑го «А» класса.

Кошки-мышки

«Детективы из 4 «А». Дело о ниндзя и другие тайны» (М. : АСТ, 2019) Александры Калининой – уже второй сборник веселых историй о школьных приключениях четвероклассников, постоянно сталкивающихся с всевозможными похитителями, как мнимыми, так и вполне реальными. То из кабинета информатики вдруг исчезнут все компьютерные мышки, то прокатится слух о таинственной пропаже сразу двух Сергеев, то расстроенный школьный поэт Егор Каретов всех огорчит – похоже, злоумышленники украли у него… вдохновение. Неуемные фантазия и чувство юмора автора оставляют очень приятное впечатление. Особенно же хороши в сборнике примеры типичной детской логики и детского языка, вызывающие комический эффект. Лучшую, пусть и неправильную, версию о том, куда делись компьютерные мышки, все-таки выдвинул Вовка Печенькин: «Их съели компьютерные кошки». Вдохновением, оказывается, можно заразиться. Ну а маленький сын учительницы, принесший в школу игрушечного ниндзя, расстраивается и повторяет слово «низя» отнюдь не по причине его потери. Четвероклассники продолжают расследование!

Иллюстрации Кристины Бородиной превращают «Детективы…» в интерактивную книгу-квест. Юному читателю нужно будет пройти нарисованный лабиринт, найти пару к разбросанным по странице сережкам и распутать переплетенные провода нашедшихся мышек из кабинета информатики. Есть здесь даже маленький урок рисования: художник наглядно показывает, как всего за четыре шага изобразить зебру. Книга явно придется по душе не только ровесникам ее героев, но и тем, кто существенно младше, вплоть до шестилетних воспитанников детского сада.

Дела семейные

«Заметки Гоши Куницына, ученика 4 «А» класса» (М. : КомпасГид, 2020) Софьи Ремез в большей степени подойдут детям постарше – как раз сверстникам юного фантазера Гоши. Хотя родители и педагоги смогут прочесть между строк кое-что совсем взрослое – то, что ребята, увлекшись историями из жизни персонажа, могут и не заметить. Скажем, в рассказе «Мой брат – новохрюнец» мы найдем такую реплику мамы главного героя на злобу дня: «Ты рассуждаешь как современный директор престижной школы. При поступлении в первый класс дети уже должны уметь читать, писать, решать задачи… Спрашивается, зачем тогда школа?» А в новелле «На ошибках учатся» легко прослеживаются внутрисемейные отношения. Так, сразу становится понятно, что бабуля Гоши – это мама его папы: в отношениях свекрови и невестки абсолютная гармония невозможна. И все же самый важный для Софьи Ремез рассказ, бесспорно, «Дедушкино детство». В нем биографические мотивы максимально обнажены: писательница говорит о своем отце – театральном режиссере и педагоге, искусствоведе и авторе нескольких книг Оскаре Ремезе, ушедшем из жизни, когда ей было всего шесть лет. Впрочем, «мама» Гоши Куницына старается грустное в книге органично сочетать со смешным. Заметки четвероклассника – это эпизоды маленького счастья. Поневоле улыбаешься, читая о том, как, психологически подготавливая сына к появлению братика, родители явно перебарщивают или как центральный персонаж ловко кормит младшенького, до того момента вечно отказывавшегося от каш и пюре.

«Это реальная жизнь, деточка…»

Книгу «Я учусь в четвертом КРО» (М. : ИД Мещерякова, 2019) Ксении Беленковой четвероклассникам показывать рановато. Несмотря на заявленный в заглавии все тот же выпускной класс начальной школы, ее аудитория – взрослые, а также подростки в возрасте от 12-13 лет. Непривычное «КРО» требует расшифровки. Коррекционно-развивающее обучение, особенный класс для «странных» ребят. На первый взгляд представляется, что попали они сюда из-за психических отклонений, хотя истина окажется гораздо жестче: один мальчик во время уроков то и дело ползает, другой спит, третий порывается сбежать, четвертая по поводу и без повода хохочет… Всего в 4‑м КРО девять учеников, а в книге девять глав – девять месяцев учебного года, девять исповедей от первого лица. В исповедях – человеческие трагедии, объяснения, почему нормальные дети оказались в коррекционном классе. Для папы Вовы ужин куда существеннее, нежели успехи сына, мама впервые за долгое время решила взглянуть на его оценки лишь после звонка из школы. Мама всегда голодного Миши – убежденная вегетарианка, давно переставшая полноценно кормить мальчишку. Маму Марты вообще лишили родительских прав за беспробудное пьянство. Отдельные учителя, преподающие в 4‑м КРО, поражают своим бездушием. Усталость? Профессиональное выгорание? Или банальное нежелание что-либо менять, работа исключительно ради зарплаты? Страшнее всего становится, когда в конце книги узнаешь: истории этих четвероклас­сников абсолютно реальны, придуманы лишь имена. Ксения Беленкова положила на бумагу опыт работы логопедом в настоящем коррекционном классе.

Да, комическое и трагическое часто ходят рядом, а от веселья до слез один шаг. «Это реальная жизнь, деточка…»

Станислав СЕКРЕТОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте