Наиболее широко применяется игра или ее элементы.
Мы даем только несколько упражнений и приемов по активизации фантазии, но надеемся, что, начав с малого и поняв суть, каждый сумеет создать собственную систему тренинга фантазии, как придумал ее и описал в книге “Грамматика фантазии” Дж. Родари.
I. Установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями). Например: вода – море – пляж – блики – сияние – глаза – женщина – любовь – жена – слова – поток – слезы – дождь…
II. Бином фантазии – прием основан на дуалистичной природе мира, понятий и явлений. В биноме фантазии слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. По мнению Дж. Родари, пара слов “конь – пес” бинома фантазии не представляет, так как они “не связаны” противоположностью, а вот слова “пес – шкаф” – представляют и способны высечь искру фантазии. Сочленить их проще всего, прибегнув к помощи предлога и падежа. Таким образом получаем несколько картин: пес со шкафом; шкаф пса; пес на шкафу; пес в шкафу и т.д., а это уже хорошая основа для придумывания сюжетов и историй.
III. Сочинение сказок методом сопряжения (сложения) фантазий нескольких человек.
IV. Нахождение ресурсов системы (как по-новому можно использовать какой-либо предмет или объект). Например: ведро – стул, барабан – цилиндр, шлем крестоносца – водолазный колокол и т.д.
V. Оживление предмета или очеловечивание животных (наделение их определенными свойствами характера человека). Нахождение образа, соответствующего определенному характеру. Например, трусливый человек может быть уподоблен осине, твердый в убеждениях и непоколебимый – камню, пустозвон – бочке, трудолюбивый и верный долгу – муравью или ручью и т.д.
VI. Придумать истории на основе тактильных ощущений. (Тактильное ощущение – телесное ощущение). Представьте себе, что вы береза, гриб, уж, лужа, собака, котенок, муравей и т.д. Придумайте истории с описанием ваших состояний и ощущений в новом облике.
VII. Использование приема фантастических гипотез (что было бы, если?..)
VIII. Сочинение сказок с использованием карт Проппа. Известный фольклорист В.Я.Пропп, исследовав волшебные сказки, установил следующие принципы:
1) “Постоянными устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются”.
2) “Число функций, известных волшебной сказке, ограничено”.
3) “Последовательность” функций всегда одинакова”.
Таких функций В. Пропп насчитал 31.
На их основе Дж. Родари придумал замечательную игру по развитию фантазии. Каждую функцию он занес на отдельную карту (типа игральной), а художники иллюстрировали эти функции. Дальше – просто: тасуя карты и деля их между участниками игры, создаются каждый раз непохожие исходные ситуации для сочинения сказок. Дж. Родари свел функции к 20, мы же даем 31, то есть все выявленные В. Проппом. Вот они:
1) отлучка кого-либо из членов семьи
2) запрет, обращенный к герою
3) нарушение запрета
4) выведывание
5) выдача
6) подвох
7) невольное пособничество
8) вредительство (или недостача)
9) посредничество
10) начинающееся противодействие
11) герой покидает дом
12) даритель испытывает героя
13) герой реагирует на действия будущего дарителя
14) получение волшебного средства
15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков
16) герой и антагонист вступают в борьбу
17) герой ранен
18) антагонист побежден
19) беда или недостача ликвидируется
20) возвращение героя
21) герой подвергается преследованиям
22) герой спасается от преследования
23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания
25) герою предлагается трудная задача
26) задача решается
27) героя узнают
28) ложный герой или антагонист изобличается
29) герою дается новый облик
30) враг наказывается
31) герой вступает в брак.
Не в каждой сказке присутствуют все функции, не всегда строго соблюдается их последовательность, возможны добавление, перескоки, соединение функций, но это никогда не противоречит основному ходу. Заметим, что сюжеты современных приключенческих и фантастических произведений литературы и кино строятся в соответствии со структурой, выявленной В. Проппом.
IX. Сочинение историй по случайному набору фраз. Обычно вырезают из газет заголовки статей или переписывают их на карты. Правила раздачи карт придумывают сами, но часто их меняют, что создает многовариантность. Надо только помнить, что новизна и неожиданность – хорошее средство для активизации фантазии.
X. Сочинение стихотворений по предложенным рифмам.
XI. Создание лимерика. Собственно, можно сочинять стихи других жанров. Мне, например, известно, когда в целях активизации фантазии используют, и весьма успешно, верлибр. Но сочинять лимерики веселее, поскольку это узаконенный англичанами вариант нелепицы. Его содержательная структура сохраняется уже длительное время неизменной, хотя возможны авторские варианты, но структура рифмы постоянна: между собой рифмуются первая, вторая и пятая строки, а третья – с четвертой. Классическая структура содержания лимерика следующая: первая строка – указание на героя; вторая – его характеристика; третья и четвертая – описание действия героя или описание реакции окружающих; пятая – последний эпитет или репрессия, но может быть и действенная характеристика, которая, собственно, тоже есть эпитет. Вот лимерики Эдварда Лира:
Никому славный старец из Гдова
Не желал и не делал худого,
А лежал в уголке,
Головою в мешке,
Добрый старец из города Гдова.
Молодая особа из Принстона
Молчалива была и таинственна,
На вопрос: “Вы немы?” –
Скажет только: “Хмы, хмы”, –
И молчит себе дальше
таинственно.
Синьора звали Филиберто,
В кафе он обожал концерты:
Под мелодичный чашек звон
Съедал кларнет, трубу, тромбон –
Музыколюб дон Филиберто.
Литература:
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1978.
Волина В. Игры в рифмы. – С-П.: Дидактика плюс, 1997.
Казанский О. Игры в самих себя. – М.: Роспедагентство, 1995.
Задание ? 2
1. Придумайте сказку (историю) на основе одной из предлагаемых пар слов: кот и звездолет, щенок и ботинки, муравей и бутылка водки, пожарник и ромашка, пиявка и яблоко.
2. Прием очеловечивания. Придумайте муравьиную историю или сказку о муравьях.
3. Сочините историю на основе тактильных отношений, представив себя одним из предлагаемых объектов: я – береза, я – тропинка, я – молния, я – котенок (еще слепой), я – черепица, я – хмель, я – щука, я – карась.
4. Сочините два лимерика самостоятельно и три с использованием следующих первых строк: “Почтальон простоквашинский Печкин…”; “Сценарист по газете учился…”, “Мерседес” бизнесмена крутого…”.
Олег ТОЛЧЕНОВ
Комментарии