Острый язычок
Полагаю, участникам семинара будет интересно, а главное, полезно ознакомиться с работой педагогов Челябинского института культуры Льва Рахлиса и Николая Шилова, которую они составили на основе книги “Юмор, остроумие, творчество” Александра Лука.
Говорят, острый язык – единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки. В. Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам. Остроумие – свойство психики, иногда – талант. Но и таланту сами собой не приходят ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Итак, познакомьтесь с целой дюжиной приемов, освоив которые вы непременно станете остроумным человеком.
1. Ложное противопоставление. Высказывание строится так, что заключительная часть будто бы противоречит началу, а на самом деле усиливает его: “При не весьма обширном уме был косноязычен” – такую характеристику дал М.Е.Салтыков-Щедрин глуповскому градоначальнику Фердыщенко. Или известное заключение О. Бендера: “Никто нас не любит, если не считать Уголовного розыска, который нас тоже не любит”.
2. Ложное усиление. Заключительная часть высказывания по форме подтверждает или даже усиливает начальную, а по существу опровергает ее. “Человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, которым одна только награда есть – виселица”. (Н.В.Гоголь, “Сорочинская ярмарка”). Широко известна шутка М. Твена: “Бросать курить легко. Я бросал раз пятьдесят”.
3. Доведение до абсурда. Комментировать этот прием нет надобности, все объяснит пример. Существуют грифы: “секретно”, “совершенно секретно”, а один остряк придумал: “Сверхсекретно, перед прочтением сжечь!”. Абсурдность достигается и при помощи преуменьшения. Например, англичане любят такое определение: “Бокс – это обмен мнениями при помощи жестов”.
4. Остроумие нелепости. Прием сходен с предыдущим. Этот прием ярко иллюстрирует такая фраза лектора: “На вопрос, есть ли Бог, надо ответить положительно – да, Бога нет!”. Любой лимерик только тогда удачен, когда он построен на нелепости.
5. Смешение стилей. “Пища богов” – высшая похвала какому-либо блюду. Выражение принадлежит к “высокому штилю”, “харч” – просторечное название грубой пищи. Сочетание, придуманное И. Ильфом и Е. Петровым: “Харч богов”, – неожиданно, остроумно, смешно. Смешно обращение Гаева: “Дорогой, многоуважаемый шкап!”. (А. Чехов. “Вишневый сад”).
6. Намек. Наибольший эффект получается, когда намекают на что-то недозволенное. С 20-х годов по России гуляет анонимный стишок, в котором Минин якобы говорит Пожарскому: “Смотри-ка, князь, какая мразь у стен кремлевских завелась”. Мастером убийственного намека был М.Е.Салтыков-Щедрин. Полны язвительных намеков произведения А. Данте, Ф.М.Вольтера, А. Франса, К. Чапека.
7. Ирония. Этот прием основан на полной противоположности формы и смысла. Классический пример иронии – “Похвальное слово глупости” Э. Роттердамского.
8. Обратное сравнение и буквализация метафоры.
В нашей речи есть множество устоявшихся сравнений, превратившихся в шаблонные: “небо, усеянное звездами”, “глаза, излучающие тепло” и т.п. Эти сравнения могут быть перевернуты: “Небо, усеянное звездами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала”, – говорил Козьма Прутков.
9. Сравнение по неясному признаку. Этому приему сопутствуют внезапность и неожиданный поворот мысли, которые вообще присущи настоящему остроумию. Прием позволяет в непохожих и несопоставимых предметах (явлениях, действиях) выделить неожиданное свойство, которое является ключом к сопоставлению: закон что столб: переступить нельзя, а обойти можно.
10. Повторение, как прием остроумия. Это один из самых неразгаданных приемов: слово или фраза, выражение или слабый анекдот при настойчивом повторении начинают смешить. Классический пример – миниатюры М. Жванецкого “Авас” и “В греческом зале”.
11. Двойное истолкование. Двойное или множественное истолкование имеет много разных форм. Простейшая из них – игра слов или использование омонимии. Виртуозом словесной игры был Д.Д.Минаев:
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я,
Без задержки и отсрочки
Я иду от строчки к строчке.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
12. Парадокс как прием остроумия. Если логически выстроенную, привычную и даже банальную формулировку подвергнуть значительной перефразировке, ее смысл может утратиться или измениться на противоположный. Вот образцы парадоксов О. Уайльда: “Лучшее средство избавиться от искушения – поддаться ему. Когда люди соглашаются со мною, я вижу, что я не прав”.
Литература:
Лук А.Н., Юмор, остроумие, творчество. – М.: Искусство, 1977.
Маяковский В. Полн. собр. соч. в 13 т., т. 12, 1959 г. С. 31-32.
Домашнее задание ? 4
На каждый из 12 приемов придумайте по одному примеру или выпишите из художественных произведений по три примера на каждый прием.
Театрализованное представление
Театрализованное представление – это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единой авторской мыслью, в котором монтажно сплавляются все виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено историко-политическим датам, общественным праздникам, творчеству поэта, художника, известного деятеля. В зависимости от темы и задач автора могут доминировать какие-то виды искусства, изобразительные приемы. Широко распространены публицистические представления, эстрадные юмористические представления, представления-ярмарки, представления-концерты и другие. В одних из них преобладает агитационное начало – агитпредставления, цель которых вызвать интерес публики к социальной или политической ситуации или, например, эстрадное представление-капустник, цель которого – развлечь людей, заострить в юмористической форме внимание на знакомых бытовых или социальных моментах.
Основные признаки театрализованного представления:
– зрелищность,
– синтетичность,
– экспрессивность,
– идейно-художественная целостность.
Способ построения сценария – монтажный. Характер конфликта – тот же, что в литературно-музыкальной композиции: взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли.
Способ существования исполнителей на сцене – актерский, но не по типу проживания в образе, а по типу представления: актер представляет образ.
Если в литературно-музыкальной композиции главное выразительное средство – слово и музыка, то в театрализованном представлении – калейдоскоп красок, цветов, звуков, то есть всех видов искусств, применение самых разных сценических и технических средств. Композиция предполагает камерность, пастельность тонов или даже графическое решение. Театрализованное представление – это яркое, броское, зрелищное действие.
Внутри представления – динамичное игровое начало, но при этом между артистами и зрителями не происходит прямого контакта. Здесь обязательно разделение на сцену и зал: всякое вторжение зрителя может нарушить художественно-смысловую линию представления.
Литература:
Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., изд-во “Просвещение”, 1986.
Розовский М.Г. Самоотдача. М., изд-во “Сов. Россия”, 1976.
Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., изд-во “Искусство”, 1980.
Олег ТОЛЧЕНОВ
Комментарии