Владимир Алексеевич РАНДИН, учитель изо 1-й дудинской школы – автор новой программы по изобразительному искусству для национальных школ Таймырского автономного округа. Он также создал иллюстрированный альбом “Орнаменты. Долганы. Нганасаны. Ненцы” для школ Крайнего Севера и специальный альбом для учителей “Орнаменты народов Таймыра”. Сегодня у читателей “УГ” есть возможность приобщиться к открытиям, которые сделал Владимир Рандин.
…Дети тундры рисуют то, что их окружает, чем занимаются и занимались их родители. Работая с учениками, я не ограничиваю видение мира этих ребят, не “давлю” на выбор ими сюжета, а с помощью примеров подвожу к таким технике, цвету и материалу, чтобы ребенок с увлечением и мастерством завершил создание своего произведения. Ведь именно пример зачастую служит опорой в художественном творчестве.
Чтобы желание рисовать не пропало в старших классах, я предлагаю самый разнообразный материал. Много времени уделяется лепке из пластилина, пластике на стекле, созданию панно из шелухи (картофеля, апельсина, розы). Ученик растет, растут его способности, у него развивается свое видение мира, появляется свой “почерк”, манера, стиль. Дети чувствуют себя уверенней, если развиваются в русле народной культуры. Вот почему главное в моей программе – приобщение школьников к национальному искусству. Специально для этого разработан курс “Орнаменты”. Он дает возможность ближе познать то, что накоплено народом за много веков нелегкой жизни.
Ребята сначала с иронией относились к работе над орнаментами. Но прошло совсем немного времени, и отношение изменилось. Понимание необходимости знания своих национальных традиций при грамотной и тактичной работе приходит очень быстро.
Мой опыт и наблюдения подтверждают, что овладение навыками грамотного изображения – длительный и трудный процесс. И все же я уверен – в любой городской или сельской школе можно подготовить ребенка вполне профессионально. Главное условие для этого – желание самого учителя. Я стараюсь создать атмосферу увлеченности на каждом уроке. Конечно, нужен хороший учебный кабинет (девиз нашего кабинета творчества – “Открыть и оценить свои способности можно только в деле”), оборудование, набор пособий и материалов. Очевидно, что для того чтобы добиться успехов в нашей работе, каждому из нас нужно много искать, думать, пробовать…
Владимир РАНДИН, учитель изобразительного искусства средней школы N 1
Дудинка
Таймырский автономный округ
Комментарии