Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Тайна чистого листа

Счастье не за горами, а в школе, уверена Ольга Ляшенко
Учительская газета, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

К числу «13» многие относятся с предубеждением, но победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, учитель русского языка и литературы лицея №10 г. Перми Ольга Ляшенко уверена в том, что в этой цифре нет никаких угрожающих подтекстов. Именно такое количество лет Ольга Ляшенко работает в сфере образования. За эти годы в ее жизни сменилось несколько образовательных организаций, однако главным осталось одно: учительство – это путь, который она выбрала и сворачивать с которого по прошествии 13 лет не собирается.

Хотя были моменты, когда о педагогике даже не думалось. Когда юная Ольга поступала в Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет на филологический факультет, она и не предполагала, что пойдет работать в школу. Для нее, как и для многих сокурсников, важным было то, что фундаментальное филологическое образование дает широкие возможности для профессионального старта.

Вообще-то у нашей героини были планы попробовать себя в журналистике, и она даже поработала некоторое время копирайтером. Однако обстоятельства сложились так, что Ольга Ляшенко оказалась в школе, причем в той, которую окончила сама, – в лицее №8 г. Перми. Наверное, этому надо было случиться, потому что, работая в родной школе, она поняла: ей нравится быть учителем, ей интересно общаться с детьми, с коллегами, нравятся взаимодействие и атмосфера в той учительской среде, в которую она погрузилась. Таким образом, сомнений, куда пойти работать после окончания обучения в вузе, у Ольги Ляшенко уже не было. А разницу между профессией журналиста и профессией учителя она для себя объяснила так:
– Журналистика – это все-таки крат­косрочная и точечная работа. А в школе чувствуешь себя особенно нужным, потому что непосредственно участвуешь в формировании личности ребенка, в его становлении, в развитии его мировоззрения. Школа – открытое пространство взаимодействия, здесь выстраиваются долгосрочные взаимоотношения как с учениками, так и с коллегами. На протяжении нескольких лет ты видишь, как растут, развиваются дети, и благодаря этому развиваешься сам. Это оказалось ценным и остается ценным для меня до сих пор и удерживает в профессии.
На мой взгляд, в школе должен работать человек, готовый к длительному взаимодействию и, что не менее важно, к трудностям в этом взаимодействии, потому что не всегда получается найти подход как к отдельным ученикам, так и к классу, к коллективу в целом. Нужно понимать, как преодолеть эти трудности. А это работа не на час и не на два, а на годы. Результат может быть отложен и не всегда очевиден. Никто ведь не знает, когда и где «выстрелит» то, что мы заложили в ученика. Только через годы станет силой то, что учитель уловил, почувствовал интуитивно и смог направить в нужное русло.

Надо заметить, что, когда Ольга Ляшенко говорит о трудностях, которые могут возникать в профессиональном пространстве, она имеет в виду не только взаимоотношения с другими людьми, но и внутреннюю борьбу с самим собой. Да-да, разве порой не гложут сомнения от неуверенности и страха? Разве иногда не опускаются руки и не приходит мысль о том, что, может, пора сменить профессию? Разве не бывает неудач и поражений? Конечно, бывает. Учитель – живой человек. И взаимодействует он также с живыми людьми, и ситуации в этом случае возникают разные. В том числе конфликтные. Особенно с родителями учеников, которые не всегда довольны, не всегда понимают, почему педагог поступает именно так. Но остаться верным своим принципам, объяснить, к какому образовательному и воспитательному результату ведешь детей, преодолеть недовольство и собственный страх – это и есть, наверное, тот уникальный учительский код, по которому происходит узнавание себя в профессии.

Сегодняшнему учителю, считает Ольга Ляшенко, приходится не только сражаться с внутренними порогами, но и ломать невероятно живучие стереотипы. Например, она уже много раз слышала от знакомых и малознакомых людей возгласы удивления: «Ты еще работаешь в школе?! Почему не ушла?!» Причем главным аргументом скептиков становится такой: «Разве можно работать с современными детьми? Они ведь очень сложные!»

Набравшись терпения, Ольга Ляшенко на подобные высказывания отвечает:
– Каждое поколение, безусловно, отличается от предыдущего, но дети всегда остаются детьми. У них есть свои потребности, свои трудности, и когда я слышу мнение, что с ними невозможно справиться, невозможно их мотивировать к обучению, это изумляет. Хочется развернуть такого человека в прошлое и сказать: «Вы ведь сами были ребенком, и, по идее, у вас тоже были трудности, и в школу вы не хотели ходить, а если приходили, то не столько для того, чтобы учиться, а скорее чтобы общаться со сверстниками. И у вас были внутренние противоречия и состояние дисбаланса, как у любого другого подростка». Это общее для всех поколений. У сегодняшних детей просто много возможностей, больше общения, в том числе виртуального, но дети будут оставаться детьми и через сто-двести лет. Работать с ними не сложно, работать с ними интересно.

– Ольга Игоревна, а вот насчет «интересно» можно поподробнее. Ведь вы, филологи, словно поверенные детских душ, первыми читаете сочинения, откровения…

– О да! Но сначала о наболевшем. Мы, конечно, готовим ребят к написанию итогового сочинения, но меня пугает тот факт, что мы вынуждены учить по шаблонам. В шаблонах сочинений теряется индивидуальность ребенка. Может, это и подушка безопасности, которой воспользуется ребенок и напишет добротное сочинение для хорошей оценки, но в таком сочинении растворится его личность. Поэтому я всегда ставлю перед учениками задачу: создать творческий продукт, избежать похожести, выразить себя через написанное слово. Однако это тяжело. Вообще очень тяжело довериться даже не учителю, а чистому листу. Мы все пользователи соцсетей, публикуем посты, комментарии, но написать откровение проблематично не то что для ребенка, но и для взрослого. Кто-то пытается это сделать, повторяя других, а кто-то пытается выразить себя, доверившись чистому листу. Может, поэтому у филолога в школе особая роль. Начиная с 5‑го класса у нас больше часов, чем у всех предметников. И нужно сказать, что пятиклассники порой путают учителя русского языка и литературы с классным руководителем, потому что мы всегда обсуждаем какие-то вещи, связанные с воспитательным аспектом, со становлением личности. Отрадно, когда дети готовы делиться мнением со взрослым, когда в классе создается атмосфера, когда обсуждается не только литературная и культурная уникальность произведения, но и то, какие струны души ребенка это произведение задело. Мне кажется очень важным учить ребят разворачивать слова и смыслы, видеть, какой культурный пласт скрывается за той или иной фразой, какие литературные, общекультурные ассоциации она вызывает. А еще мне кажется не менее важным для педагога иметь хорошее чувство юмора…

– Вот как? И что может вызвать смех у учителя русского языка и литературы?

– Примеров бесчисленное множество. Мы, конечно, изучаем на уроках литературы серьезные произведения, но детям не хватает драйва, и тогда можно использовать разные приемы. Например, мы записывали в Тик-Ток видео комедии «Горе от ума». Дети спросили меня: «Почему Грибоедов назвал свое произведение комедией, что в нем смешного?» И мы решили обнаружить эти комические моменты и представить их в современном жанре короткого видео. Когда смотрели работы, это вызвало бурю эмоций не только у ребят, но и у меня. А детям очень нравится, когда учитель смеется. Я это давно заметила. Улыбка раскрепощает, располагает, поэтому я стараюсь входить в класс с улыбкой, но даже если вхожу без улыбки, то стараюсь сделать так, чтобы в ходе урока мы все равно улыбнулись друг другу.

Что касается ситуаций, способных рассмешить, то их довольно много. И, конечно, они часто связаны с сочинениями. Недавно один ученик попросил помочь с определением человека, который ведет асоциальный образ жизни. Я предложила вариант «маргинал». Потом в сочинении прочитала, что асоциального элемента часто называют… Моргенштерном. Такой вот современный каламбур.

Между прочим, родиться в Перми с хорошим чувством юмора – это нормально. Как говорит Ольга Ляшенко, ей немного обидно, что город стал прочно ассоциироваться с приземленным образом недалеких «реальных пацанов» из одноименного сериала. Это неправильно. Пермяки – люди яркие, веселые, умеющие смеяться над стереотипами, сложенными о них. Чего стоит замечательный остроумный арт-объект «Счастье не за горами» на городской набережной! Его придумал и воплотил в жизнь российский художник Борис Матросов. В Перми надпись оказалась в 2009 году в рамках public-art-программы «Музей в городе», которую проводил Музей современного искусства PERMM. Инсталляция, сделанная из фанерных двухметровых красных букв, стала символом «культурной революции», своего рода знаменем надежды на лучшее для пермяков и эмблемой, брендом города. Счастье ведь и правда не за горами.

Ольга Ляшенко и систему образования Перми тоже считает брендом, потому что здесь рождается и воплощается в жизнь много разных перспективных, инновационных, творческих проектов. Буквально недавно началась реализация краевого проекта поддержки молодых педагогов, когда наставники помогают влиться в профессию выпускникам педагогических вузов и колледжей. Молодежь, как поясняет наша героиня, поначалу сталкивается с массой проблем: как составить рабочую программу, как выстроить отношения с родителями, как грамотно провести урок и т. д. Этому учат в вузе, но больше в теории, чем на практике. Если в первые годы работы у молодого педагога не будет поддержки, он уйдет из школы. Проект наставничества нацелен на то, чтобы помочь молодежи справиться с трудностями и остаться в профессии.

– А если бы сейчас, 13 лет спустя, вы посмотрели на себя, тогда молодого специалиста, то какой бы ценный совет дали самой себе?

Ольга Ляшенко не задумываясь отвечает:

– Главный совет – не бояться обращаться за советом. Часто молодому специалисту стыдно показать свое незнание, хочется продемонстрировать умения и навыки, но, выбирая такой путь, можно допустить досадные оплошности, с опозданием заметить нужный поворот. Стыдно не не знать, а не хотеть научиться.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Пермский край


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt