search
main
0

Тайна №7. Анну Иоанновну возвели на престол солдат и трактирщица

Министра образования и науки Андрея Фурсенко пригласили на премьеру нового фильма Светланы Дружининой «Виват, Анна!». Не успел Андрей Александрович опуститься в кресло, отдышаться после трудового дня и тихо порадоваться возможности позабыть на время о государственных делах и обязанностях, как его совершенно неожиданно вызвали на сцену. Там уже ждала бесподобная Инна Чурикова – Фурсенко, как оказалось, должен был вручить ей приз «За лучшую женскую роль», который был присужден актрисе еще весной на одном из многочисленных российских фестивалей, но все никак не мог «воссоединиться» со своей законной обладательницей.

Министр было растерялся, но вовремя собрался, произнес несколько приличествующих моменту фраз, а потом вдруг очень искренне и по-человечески признался Чуриковой в своей огромной зрительской любви. Увидев, как потеплел взгляд министра, режиссер Светлана Дружинина решила не упустить счастливой возможности – кто знает, когда еще представится случай – и предложила Андрею Александровичу включить все семь фильмов цикла «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» в школьную программу. Фурсенко дипломатично улыбнулся и ретировался на свое место в зрительном зале, в душе наверняка радуясь, что в свое время выбрал карьеру физика, а не историка.

Светлана Дружинина уверяет, что киноэпопея «Тайны дворцовых переворотов» насквозь исторична и чуть ли не целиком построена на неизвестных доселе письмах, мемуарах и дневниковых записях. Однако не нужно быть ни физиком, ни историком, ни даже министром, чтобы понимать: изучать по этим картинам прошлое России – все равно, что писать диссертацию по истории Франции, опираясь исключительно на «Трех мушкетеров», «Королеву Марго» или «Графа Монте-Кристо». Потому как и их Дюма-отец, и наша Светлана Сергеевна натуры пылкие, увлекающиеся, способные ради собственной страсти к приключениям, авантюрам и романтике на такие экзерсисы и фокусы, что только бумага и кинопленка в силу безответности стерпят. Так и хочется пригласить в эту теплую компанию еще одного новоиспеченного «историка» – Павла Лунгина, который в своем «Царе» непонятно для чего принес в жертву некоей философской метафоре факты все из того же многострадального школьного учебника. Впрочем, «Царь» заслуживает отдельного серьезного разговора, а не простого упоминания вскользь, поэтому вернемся к нему в другой раз, благо царица Анна Иоанновна, восшествию на престол которой и посвящен фильм Дружининой, тоже персонаж не второстепенный.

Зима 1730 года. Мужская ветвь дома Романовых пресеклась: только что от оспы умер четырнадцатилетний Петр II. Члены Верховного тайного совета решают пригласить на престол Анну, герцогиню Курляндскую, племянницу Петра Великого. Но с одним условием: власть ее будет ограничена «кондициями» – перечнем сплошных «не». Граф Ягужинский, дипломат и хитрый лис, носом чуя, что план этот рано или поздно провалится, тайно отправляет в Митаву гонца, юного Петра Сумарокова (дебютант Данила Дунаев), чтобы тот предупредил Анну о планах «верховников» и уговорил ее не подписывать кондиции. Начало картины полностью соответствует букве истории: «верховники», Ягужинский, Сумароков – все это реальные персонажи. По дороге в Курляндию Петр останавливается в некоем придорожном трактире, хозяин которого агент, правда, в итоге так и не понятно, чей и для каких таких больших политических целей вообще нужен. Но именно здесь юный герой знакомится с прекрасной дочерью шпиона-трактирщика – Мадлен (дебют в кино певицы Алсу Сафиной), а дальше полный набор необходимых в подобных обстоятельствах штампов: сеновал, белые голуби, блаженная улыбка на лице Сумарокова, скачущего галопом по заснеженному полю и вспоминающего любимую девушку. В Митаве Сумароков встречается с Анной (Инна Чурикова) и ее любовником, пьяницей-конюхом Бироном (Александр Лазарев-мл.). Но Анна решает прислушаться не к Ягужинскому, а к дальновидному вице-канцлеру «Андрюшке Остерману» и, когда в Митаву приезжают «верховники», кондиции все же подписывает. И даже соглашается уехать в Москву без обожаемого Бирона. Продолжать рассказ дальше бессмысленно, потому что невозможно. Сюжет распадается на невнятные, абсолютно не связанные между собой ни внутренней логикой, ни внешней динамикой лоскутки, а нить повествования теряется, так и не будучи найдена. Карнавальные маски, драки в трактирах, тайная переправка, в данном случае Бирона, в Москву – режиссер, видимо, считает своим долгом из фильма в фильм использовать одни и те же приемы. Но если в «Гардемаринах» это органично, оправдано самой интонацией рассказа и еще не заезженно, то здесь лишь вносит дополнительную путаницу, смотрится пыльно, старо и докучливо, и в конце концов крик: «Господи, кто все эти люди?!» вырывается уже сам собой.

Некоторые моменты превращают драматическое по изначальному замыслу повествование в нелепый фарс. Когда Мадлен собирается на поиски Сумарокова в Москву, ее отец-шпион, он же прекрасный актер Сергей Рубеко, начинает сильно возражать, дескать, не позволит своей кровиночке петь и плясать перед русскими офицерами на постоялом дворе у тетки. Так, значит, проводить время на сеновале с русским офицером – это, по мнению папы, в порядке вещей, а играть на скрипке в Лефортове – распутство низшей пробы? А встреча Мадлен и Петра, целомудренно закутанных в полотенца, в женской бане, где старшая сестра Анны Иоанновны, Екатерина Мекленбургская, под прикрытием березовых веников организовывает «секретную явку» для сторонников будущей императрицы? Без комментариев…

Владимир Коренев в роли «верховника» князя Долгорукова хорош: расчетливый, хитрый, жестокий. Ясно, за что через несколько лет сложит голову на плахе. А вот Инна Чурикова в роли Анны – выбор спорный. И вовсе не потому, что императрице, когда она яростно рвала в клочки ненавистные кондиции, было всего 37. Актерская мощь Инны Михайловны позволяет закрыть глаза на столь существенное возрастное расхождение. Проблема в другом: Чурикова играет личность сильную, умную, решительную и многообещающую. Малограмотная самодурка Анна, которая всю свою сознательную жизнь провела в мелкопоместном княжестве на задворках мира, таковой вовсе не была. И это, пожалуй, главная претензия к картине: приход к власти темной деспотичной императрицы, при которой страна на десять лет погрузилась в мрачную тревожную спячку, показан как победа светлого разума, идеалов Просвещения, свободы, равенства и братства. Падению же «верховников», в данном случае кучки карикатурных персонажей, зритель аплодирует, как ему велят вкривь и вкось смещенные драматургические акценты. Хотя все историки, пусть даже пикирующиеся друг с другом по иным вопросам, сходятся в одном: с утратой кондиций, ограничивающих самодержавие, Россия упустила возможность встать на иной, более цивилизованный и гуманный путь развития, не говоря уж о том, какой ущерб нанесла ей «бироновщина». «Один тиран лучше, чем восемь тиранов!» – восклицает один из героев. Фатальная ошибка: ведь английская демократия, одна из прочнейших в мире, тоже началась с ограничения королевской власти в пользу «высокопоставленного» парламента.

В этой работе Дружинина грешит не только против исторической очевидности и здравого смысла – бог с ними, чай не доклад на научном симпозиуме слушаем, а приключенческое кино смотрим, – но и против самих законов жанра. Она ставит главных романтических героев, которым зритель, естественно, сопереживает и сочувствует, чьей победы ждет как единственно возможной и правильной, на темную сторону. Да, канцлер Бестужев, которому благодаря Светлане Сергеевне бравые гардемарины вернули некогда компрометирующий его архив, тоже не был ангелом справедливости, но мотив служения интересам России был в той картине краеугольным. Тут же обошлись не то что без фундамента, но даже и без основной конструкции, которую заменил набор плохо склеенных между собой штампов и вторичностей. Посему ни любителям истории, ни поклонникам авантюрных романов вынести с экрана практически нечего. Кроме одного-единственного вопроса: «Господи, кто все эти люди?!»

Фото: www.film.ru

Андрей ФУРСЕНКО признается Инне ЧУРИКОВОЙ в своей зрительской любви

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте