Многим современным школьникам не хватает времени на все, чем бы они хотели заниматься. Уроки, секции и кружки – из-за плотного графика зачастую не остается времени на общение с родными и на «просто отдохнуть». Педагоги рассказали, как распределить время так, чтобы его хватало на все.
О способах, позволяющих правильно распределить время, рассказали педагоги. Они отметили, что некоторые родители занимаются с ребенком тайм-менеджментом с раннего возраста. Этому навыку вполне можно научиться. Для этого важно понять, что именно малыш уже способен делать самостоятельно. Ему необходимо рассказать, что вы ему доверяете, что он уже большой – и позволить ему совершать доступные ему действия, не делая замечаний, сочувствуя, если что-то сразу не получается. Важно подсказывать малышу, как запланировать дела и не опоздать – так он привыкнет действовать по плану. Педагоги предлагают научить детей следующим техникам.
Программа действий. Поскольку основной деятельностью малышей выступает игра, то формировать навыки распределения времени лучше именно в игровой форме. Стоит подобрать картинки и надписи, связанные с утренними ритуалами. Ребенок с удовольствием станет участником игры: что нужно делать утром сначала, а что потом. В первое время ему будет нелегко, но через короткий период ему станет легче делать эти дела самому.
Курс на ускорение. По утрам можно включать любимую песенку ребенка – так он будет совершать утренние дела под эту музыку. Через какое-то время сократите продолжительность звучания песенки (ребенка об этом нужно предупредить) и попросите делать все то же самое, но быстрее. Вскоре станет заметно, что ребенок справляется с задачей оперативнее. Время, которое сэкономлено, следует потратить на что-то приятное для малыша – подольше поваляться утром в постели, например.
Взрослому важно не забывать про себя: в сэкономленное время стоит выпить чашку кофе или сделать себе свежевыжатый сок, уделить несколько минут занятию йогой. Ребенок заметит, что родителям хорошо от того, что он такой молодец. Это хорошая мотивация для него. Подросткам можно предлагать более сложные техники. Главное, не отнимать у ребенка право быть самостоятельным. Тотальный контроль не позволит сформировать навык самостоятельного планирования.
Списки. Ребенку можно предлагать записать планируемые дела на бумаге или в электронном устройстве. Можно вместе в магазине выбрать красивый ежедневник. Важно учесть темперамент ребенка. Если человек от природы медлителен – это невозможно поменять, поскольку медлительность обусловлена типом высшей нервной системы. Такой человек меньше успеет сделать, зато он более глубоко погружается в каждое дело. В любом характере есть свои достоинства и недостатки. Обратите на них внимание и поговорите об этом с ребенком.
Расставление приоритетов. Ребенку важно научиться определять дела, которые стоит делать раньше. Затем он сможет освоить технику жестко-гибкого планирования дел: в своем ежедневнике он станет отмечать дела, которые привязаны ко времени – например, занятия музыкой или в спортивной секции, и дела, которые жестко ко времени не привязаны – выполнение домашнего задания. Ребенку нужно позволить решить самому, что ему делать в первую очередь, а что во вторую.
Наблюдайте за ребенком и старайтесь предотвращать склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, ведь это приводит к проблемам. Прокрастинация вызываются либо ленью, либо усталостью, авитаминозом, гормональными особенностями.
Техника «Слон». Если ребенка пугает масштаб предстоящего дела и появится неуверенность, снизится мотивация, нужно разделить этого «слона» на части – разбить дело на простые этапы. Тогда исчезнет страх, ведь с небольшим делом справиться несложно.
Техника «Съешь лягушку». Когда предстоящее дело неприятно, его, как правило, долго откладывают. «Съешь лягушку» – правило тайм-менеджмента, согласно которому неприятные задачи выполняются в первую очередь. За такое «поедание» обязательно следует награда самому себе. Ребенка наградить может взрослый.
Порядок во всем. Ребенка крайне важно приучать к порядку. Мотивация: собраться в школу можно значительно быстрее, когда в комнате царит порядок, все лежит на своих местах – тогда и поспать можно подольше. В этом помогут часы и таймеры. Педагоги в журнале «Семья и школа» напоминают, что детям важно дать понять: время является единственным невосполнимым ресурсом – так что его стоит беречь и не тратить напрасно.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» информировало о преимуществах и инструментах тайм-менеджмента.