Цели: формировать положительную Я-концепцию; закрепить вычислительные навыки; развивать интерес к самопознанию, мышление, творческое воображение; воспитывать позитивное отношение к себе, к своему здоровью. Оборудование: напольные весы; листы исследователя; стихотворение; ракушки, веревка, банка, камешки; линейка.
Ход урока
Актуализация
Хотите узнать, что такое главное чудо света, и даже прикоснуться к нему? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, ЧЕЛОВЕК!» Но, какой это будет человек, каждый выбирает сам. (Приветствие начинает учитель: «Здравствуй, добрый человек! Умный человек, смелый, красивый, великодушный, и т.д.)
Прочитайте тему урока и скажите: вам хочется сегодня говорить о чудесах?
Главное чудо света –
Совсем не понятно мне это!
И что же главнее всего?
Давайте разыщем его!
А что для вас – чудо?
Новый материал
Вы назвали много разных чудес. И я с вами согласна! Но почему же именно человек является главным чудом света? Попробуем это сегодня доказать!
Задание №1
Вы знаете, сколько в человеке воды? Ну а сколько в нем литров? Во мне, например, 47 литров. А в тебе? Давайте посчитаем. Необходимо узнать твой вес, затем разделить его на 3 и умножить на 2. Сколько получилось? Вот это да! А один американский ученый посчитал, что тело мужчины весом в 65 кг состоит из воды, которой хватит на то, чтобы выстирать две рубашки! Чудо!
Говорят, что у девчонок слез налито по самую макушку, а я, например, что-то не слышала, чтобы вода в мальчишках плескалась? Тогда где же она? (Она растворена во всех частях тела.)
Задание №2
Из чего создан человек? (Из мяса, костей, волос… из клеток.) Попробуйте предположить, сколько клеток в человеке? Их в каждом 100 триллионов. Напишите цифру 1 и 14 нолей. Каждая клеточка из этих 100 триллионов – огромный, сложный завод с цехами, складами, электростанцией, транспортом, конструкторским бюро и еще многим другим, что нужно для безостановочной работы день и ночь.
Эти заводы даже не знают, что есть выходные, круглые сутки они работают без отдыха и в конце концов так выматываются, что ежедневно гибнут тысячами. Но не пугайтесь, вместо них вырастают новые клетки, похожие на них. Так что человек ежедневно ремонтируется. Чудо!
Задание №3
У кого костей больше, у взрослого или у ребенка? Почему? Давайте решим задачу!
При рождении скелет ребенка имеет 350 костей, у взрослого человека их 260. На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорожденного? Куда деваются «излишки»? Ответ: срастаются. Сколько костей срастается? (90) Чудо!
Ученые посчитали, что в человеке столько железа, что можно сделать из него 1 гвоздь. Фосфора, чтобы сделать 600 спичек, а яда столько, что можно убить 1 блоху. Вот это да! Чудо!
Задание №4. Опыт
Возьмите 10 метров бельевой веревки и положите ее во всю длину.
Из камешков или ракушек в начале веревки выложите зубы. Это будет рот.
Отмерьте 40 см «пищевода» и положите на веревку 2-литровую банку. Это будет желудок.
От банки отмерьте 25 см и положите в этом месте камешек. Это 12-перстная кишка. Теперь с другой стороны веревки отмерьте 1 м 50 см и тоже положите камешек. Это будет толстая кишка.
А 7 м в середине сложите гармошкой. Это будет тонкая кишка.
Теперь полюбуйтесь на свой конвейер по переработке пищи в натуральную длину. И все это в тебе. ЧУДО!
Задание №5
В человеке, как на таинственном острове, спрятаны драгоценные клады необыкновенных возможностей, о которых мы даже и не подозреваем. А теми, о которых знаем, почти не пользуемся.
Новорожденный ребенок до 4 месяцев, не умея плавать, не тонет, а спокойно держится на воде кверху пузиком. И даже если он нырнет, он все равно не захлебнется. Потому что, как только вода смочит его ноздри, тут же перекроются все воздушные ходы уха-горла-носа. Но с возрастом эта способность не тонуть исчезает. Почему? (Чтобы каждый научился надеяться только на свои силы.) ЧУДО!
Задание №6
Но чудеснее всего, наверное, человеческий мозг. Он всему голова! Великие древние мудрецы и современные ученые – медики, биологи, физики, химики, математики, психологи и многие другие – до сих пор до конца не объяснили, как же работает мозг, как он один делает столько дел. Именно он поможет нам выполнить следующее задание.
Упражнение, направленное на активизацию мозжечка и передние отделы коры больших полушарий головного мозга; активизацию работы правого и левого полушария:
«Напиши свое имя»
Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Я хочу предложить вам нечто необычное, чего вы, скорее всего, никогда еще в жизни не делали. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите все свое тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.
Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе свое имя. Теперь другим локтем в воздухе напишите свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V – «знак победы».
Следующая задача сложнее. Сконцентрируйтесь на своем правом бедре и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое бедро и напишите им имя человека, которым восхищаетесь. Тот, кто выполнил это задание, должен снова подать мне знак победы.
Невозможно оценить драгоценнейший человеческий разум. ЧУДО!
Задание №7
Каким, по вашему мнению, должен быть человек в будущем? (ответы детей).
Мне бы хотелось, чтобы любой человек был долгожителем. Чтобы каждый человек имел счастливую семью и мог бы сам узнавать, каких способностей у него больше всего, где он принесет наибольшую пользу. Драгоценные клады внутри нас!
Итог урока: Вот и подошел к концу наш урок. Было ли вам интересно так много узнать о себе? И могу ли я сейчас сказать: «Именно ты главное чудо света. Потому что ты – ЧЕЛОВЕК!»
Домашнее задание
Рефлексия
Он многое может, умеет:
Творить, покорять и решать.
Великие силы имеет.
Он властен всем управлять.
Он добр, милосерден и нежен.
Он любит и кем-то любим.
И близкий ему очень нужен.
Он верой, надеждой храним.
Красив он, талантлив,
изящен,
Умен, гармоничен, силен.
Весь мир тому чуду подвластен.
А он – лишь песчиночка в нем!
Имеет он сердце большое,
Умеет себя он дарить.
И знает, что счастье великое
Тем чудом главнейшим
здесь быть!
Главное чудо света.
Теперь мне понятно все это!
Так что же главнее всего?
ЧЕЛОВЕК – смотри на него!
Елена БАБУШКИНА, учитель начальных классов, Ангарск
Комментарии