Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах  
От героев былых времен
Как прожить 105 лет и больше: ученые нашли секрет долголетия
Исследование: педагоги, врачи и ученые достойны более высокого заработка
Открытие памятников, поздравления ветеранов и тематические выставки: как в детских центрах Минпросвещения отмечают День Победы
Социальные сети перенесли окончание срока приема заявок на участие в онлайн-шествии «Бессмертного полка»
Психолог перечислила самые распространенные родительские ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем ребенка
В Челябинской области установят памятный мемориал юнармейцу, отдавшему жизнь за спасение тонущих детей
Офтальмолог дал советы по лечению «синдрома ленивого глаза» у детей
«Для общей Отечеству славы»: 7 мая 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета
Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах   От героев былых времен Как прожить 105 лет и больше: ученые нашли секрет долголетия Исследование: педагоги, врачи и ученые достойны более высокого заработка Открытие памятников, поздравления ветеранов и тематические выставки: как в детских центрах Минпросвещения отмечают День Победы Социальные сети перенесли окончание срока приема заявок на участие в онлайн-шествии «Бессмертного полка» Психолог перечислила самые распространенные родительские ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем ребенка В Челябинской области установят памятный мемориал юнармейцу, отдавшему жизнь за спасение тонущих детей Офтальмолог дал советы по лечению «синдрома ленивого глаза» у детей «Для общей Отечеству славы»: 7 мая 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета
Зарплата

Сюрпризы статистики

Много ли денег платят педагогам за их нелегкий труд?
Учительская газета, №50 от 15 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Статистика многих заставляет удивляться, не только меня. Во-первых, уж очень различаются данные разных источников, претендующих на объективность. Во-вторых, и в главных, расходятся они с тем, чем делятся реальные (а не статистические) учителя.

На ситуацию с учительской зарплатой в Свердловской области я решила посмотреть с трех точек обзора: цифры, факты, мечты.

Загадки статистики

Доверимся Росстату. Данные по первому полугодию 2020: средняя зарплата педагогов области 47,6 тысячи рублей, воспитателей – 38 тысяч рублей, в системе дополнительного образования – 43,6 тысячи рублей. Соответствующие данные по Екатеринбургу, естественно, выше областных: 53 тысячи, 45 тысяч и 44,5 тысячи рублей.

Кстати, областной центр совсем не в лидерах. Самые высокие зарплатные цифры пришлись на Камышловский район – аж до 80 тысяч. Честно говоря, непонятно, за счет чего. Крупными богатыми предприятиями район не может похвастаться, в Свердловской области этим славны другие регионы. Возможно, такова политика местной власти, понимающей значимость учительской деятельности для будущего района. Или гримасы статистики?

По уровню оплаты на первом месте преподаватели иностранных языков, вот уж не приходится удивляться. А также педагоги, занимающиеся подготовкой детей к школе, и учителя музыкальных учебных заведений, обе услуги частично платные, и это позволяет поддерживать заработок преподавателей на приличном уровне с помощью денег родителей.

Заходим на сайт педагогических вакансий. При желании работу найти можно, особенно высока потребность в учителях русского языка, иностранного языка, математики и дополнительного образования, но цифры здесь уж больно удручающие. Школьных педагогов зазывают на 15‑18 тысяч, а в систему дополнительного образования – «от 4 тысяч рублей». Сразу становится очень грустно…

Чтобы поднять настроение, вернемся к данным Росстата, куда более оптимистичным. Отмечается рост зарплаты по сравнению с началом 2020 года: у учителей – на 7 тысяч рублей, у дошкольных воспитателей – на 2 тысячи рублей, у сотрудников дополнительного образования – на 5 тысяч рублей и у преподавателей вузов – на 14 тысяч рублей.

Педагогические реалии

Людмила Т. говорит о сельской школе, где работает ее мама: «Она никогда больше 30 тысяч не получала. Труд тяжелый, но если человек на своем месте, то очень поддерживает благодарность учеников и родителей. Мама не жалуется».

Люба С. тоже делится историей своей мамы, педагога высшей категории с огромным стажем работы (единственный педагог подобного уровня в провинциальной районной школе): «Никакие 47 тысяч рублей ей и не снились, да и 35 тысяч редко когда получала, а ведь у нее среди учителей один из самых высоких уровней заработка».

Люба рассказывает о заграничном опыте, поскольку сейчас живет в Турции. «Школьный учитель в государственной школе здесь получает в районе тысячи евро, то есть около 90 тысяч рублей. Притом что средняя зарплата в Турции в переводе на наши деньги всего 25 тысяч рублей. Профессия учителя одна из самых престижных, на нее большой конкурс и строгий отбор».

Статистика учитывает заработок «грязный», без вычета налогов. Люди же оценивают то, что приходит на их карточку, то есть чистый доход. Но разница между цифрами и фактами в любом случае не может составить 10‑15 тысяч рублей.

У большинства учителей заработок складывается из нескольких источников. Если сотрудник школы желает больше зарабатывать, он себя прилично загружает. Вместо ставки берет, например, две ставки или дополнительную нагрузку.

Александра Б. (Екатеринбург) преподает информатику, а также у нее ставка библиотекаря и две лаборантские ставки в библиотеке. Есть еще такое понятие, как «расширение», или стимулирующая часть: за ведение сайта она получает компенсацию в районе 10 тысяч рублей. А еще есть проверка тетрадей. Классное руководство сегодня дает неплохую добавку около 5 тысяч рублей в месяц. Александра в нынешнем году отказалась от классного руководства – устала. В итоге зарплата несколько снизилась. Сейчас она равна 43 тысячам рублей при загрузке практически полного рабочего дня.

Молодой, перспективный учитель математики Ирина З. четко выделила «математическую модель» зависимости занятости педагога и его зарплаты: «Получается довольно точное соотношение: сколько часов – столько тысяч».

Например, учитель имеет нагрузку 28 часов в неделю – это четыре дня по 7 уроков. Получает в Екатеринбурге именно эти 28 тысяч (плюс-минус тысяча). А дальше плюсом идут лаборантские, дополнительные занятия, вечерние занятия с подготовишками (оплата урока в некоторых школах достигает 250 рублей, это в среднем в 2 раза выше оплаты обычного урока).

«Чтобы заработать 50 тысяч, надо в школе жить. Это очень большая нагрузка!» – говорит Ирина. Она со свойственным ей математическим взглядом на мир вывела даже невыгодность небольшого повышения зарплаты: «Был момент, когда я получала за 22 часа соответственно 22 тысячи рублей. У меня маленький ребенок, и как малоимущая я могла рассчитывать на возврат средств на оплату коммунальных услуг.
Потом мне добавили часы, некому было вести математику у одного класса, зарплата стала чуть больше 25 тысяч, но я лишилась льгот по коммуналке. Работаю больше, а общий доход стал меньше!»

Ирина говорит: «У меня есть друзья, работающие админами, они видят зарплату в разных учебных заведениях. Заработок в районе 60 тысяч рублей может быть у завуча, если он еще и уроки ведет, у директора и повыше. Есть любимчики, которым красиво набирают высокую зарплату из разных источников. При этом совместители, а такие ведь тоже есть в школах, получают минималку, просто мизер».

Мечтать не вредно

Сколько же должен зарабатывать учитель?

Мы ведь не спорим, что профессия архиважная, и чтобы в нее пришли лучшие, условия должны быть созданы «как для лучших», в том числе финансовые.

Я провела опрос, в котором приняли участие около 60 человек, не педагогов. Большинство голосов было отдано предложению «получать не менее 80 тысяч». Немалое количество людей согласились с тем, что учительский труд должен оплачиваться в районе 100 тысяч рублей и выше. Дмитрий С.: «Я думаю, врачи и учителя должны быть самыми высокооплачиваемыми по понятным причинам, заработок порядка 2 тысяч долларов». Ряд участников опроса убеждены, что платить надо по результату, по успехам учеников. Как мы знаем, стимулирующий фонд этому и призван служить.

Правда, один голос был отдан графе «30 тысяч хватит». Интересно, что так считает молодая женщина, мать троих детей, сама с очень неплохим доходом.

Весной многие опробовали на себе труд учителя и знают не понаслышке, как непроста эта деятельность. Большинство совершенно справедливо высказались, что каждый должен заниматься своим делом, и это ну совсем не довод. «А вы думаете, на моей работе легко? Попробовали бы педагоги, за что я получаю свои 50 тысяч!» – эмоционально отреагировала молодая женщина.

И правда. Любой труд – это труд. И он ждет достойного вознаграждения.

Марина РОМАНОВА, Свердловская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt