Шахматное образование в России поддерживается на самом высоком государственном уровне. Но успешность введения нового предмета в урочную сетку зависит не только от желания руководства, но и от готовности учительского корпуса поддержать инновации.
Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №4 за 2007 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Возьмем типичный российский город Новочебоксарск (Чувашская Республика) и на его примере оценим реальные перспективы шахмат в школах. Шахматы стали внедряться в школы Новочебоксарска с 1976 года по инициативе директора школ №6 и №14 Владислава Надеждина и педагога Ольги Сизенковой, благодаря которым и сегодня в городе много учителей начальных классов, верных шахматным заветам Василия Сухомлинского. Многие из них до сих пор в строю – Галина Яковлева и Жанна Семахина (гимназия №6), Ирина Степанова (школа №14), Роза Аникина (школа №8), Валентина Лучинская (школа №16), Любовь Полунина (школа №9) и другие.
Я особенно ценю тяжелейший труд скромных педагогов начального звена и стараюсь в меру сил поддержать их. Два года назад директор гимназии №6 Владимир Ющенко на педсовете в торжественной обстановке вручил замечательному педагогу начальных классов Галине Яковлевой книгу «Удивительные приключения в Шахматной стране», присланную мной в подарок, с сопроводительным письмом на имя директора. Произошедшее явилось для учителя и директора полнейшей и очень приятной неожиданностью. Ах, если бы была возможность воздать должное всем без исключения бескорыстным популяризаторам шахматной идеи!
А ведь таких городов, где подобно Новочебоксарску есть пока безвестные пропагандисты шахматного всеобуча, инициативные директора, яркие учителя начальных классов, в нашей стране сотни.
И поэтому на будущее я смотрю с оптимизмом и приступаю к изложению сразу двух следующих уроков.
Двенадцатый и тринадцатый уроки – практические. Ученики должны поиграть друг с другом и с учителем в различные дидактические игры. Сначала по доске передвигаются только ферзи, а затем ферзи единоборствуют с ладьями и слонами.
Наглядный материал на учительском столе:
1) кукольный Веселый Горизонталик, который надевается на руку;
2) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски;
3) горизонтали, диагонали, центр;
4) белый и черный ферзи.
На партах перед каждым учеником – шахматная доска, около нее стоят белый и черный ферзи, остальные фигуры – в коробке. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.
Урок 12. В бой идут ферзи
В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают руками горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой белые фигуры: ладью, слона, коня, пешку, ферзя, короля. Ребята вспоминают ход ладьи, слона, ферзя, взятие этими фигурами. Затем также руками дети показывают те дорожки шахматной доски, по которым передвигаются ладьи, слоны и ферзи. Педагог вызывает к учительскому столу кого-либо из учеников и просит его пройти по классу в трех направлениях по правилам хода ферзя.
Потом учитель по очереди подходит к каждому ученику и просит его сделать ферзем подряд три хода: по горизонтали, по вертикали и по диагонали с проговариванием этих терминов.
Так как ход ферзя объединяет в себе ход ладьи и слона, то дальнейший ход урока учитель строит подобно «ладейному» и «слоновому» занятиям и использует все типы заданий, которые мы подробно рассмотрели ранее. Вначале это относительно простые задания «На одно поле», «Через поле», «Через два поля», «Поворот», «Задача направления». А затем более сложные – «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт» и «Перехитри часовых».
В зависимости от возраста и уровня развития детей педагог расставляет на демонстрационной доске по 1-3 положения. Подобные задания учителю несложно придумать и самостоятельно, поэтому здесь я не буду давать примеры каждого из них. Остановлюсь только на одном.
«Один в поле воин». Белый ферзь должен побить все черные фигуры, беря каждым ходом по одной.
Любые задания с ферзем ученикам выполнять гораздо сложнее, чем с ладьями и слонами, – на первых порах школьникам нелегко уследить за его большими «горизонтально-вертикально-диагональными» возможностями. Сила ферзя не складывается механически из силы ладьи и слона, а процентов на 20 больше.
Затем дети играют ферзями друг с другом. Соседи по парте сражаются ферзем против ферзя в «Игре на уничтожение». Этот поединок должен завершиться вничью. Но на практике нередко один из учеников подставляет своего ферзя под бой и проигрывает.
В заключительной части урока ребята играют с кукольным Веселым Горизонталиком (у которого черные фигуры) на фрагментах шахматной доски. Особенно полезна игра ферзем против ферзя на фрагменте три на три поля. В следующем положении при правильной игре партия закончится вничью. Чтобы не поставить своего ферзя под удар, обе стороны должны делать единственно правильные ходы.
Конечно же, не следует ожидать подобной точности от всего класса! Ошибка – это норма.
Урок 13. Ферзь против ладьи и слона
После повторения пройденного материала ученики решают дидактические задания и разыгрывают с педагогом (или друг с другом) на выбор уже известные вам учебные положения дидактических игр «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Вот некоторые примеры.
«Атака неприятельской фигуры». Белым ферзем нужно напасть на черную фигуру (но нельзя идти на атакованное ладьей поле).
Взгляните, у белых только ферзь, а у черных лишь ладья, но у ферзя одно-единственное поле, с которого он в состоянии так атаковать ладью, чтобы не оказаться под ее боем! Такие позиции эстетичны, обладают своеобразной магией и энергетикой. Ни у кого из других авторов я не встречал подобных изысканий – почему-то все заняты созданием достаточно громоздких конструкций, не замечая красоты малоклеточных досок и малофигурных положений.
В этой связи нельзя не вспомнить слова нашего современника, выдающегося экс-чемпиона мира по шахматам Василия Смыслова: «С самого начала отец привил мне любовь к так называемым «простым» позициям, где в игре участвует немного фигур. Именно они дают возможность неопытному шахматисту не только понять, но и глубоко «прочувствовать», на что способна каждая фигура. Не знаю, может быть, я несколько переоцениваю это обстоятельство, но все же склонен думать, что оно сыграло важную роль в моем формировании как шахматиста. Потому что запомнить, как ходят фигуры, нетрудно, а вот ощутить их особенности, их силу и бессилие в разных ситуациях на доске, пределы возможностей, что они «любят» и чего «не любят» и как себя ведут в различных передрягах своей шахматной судьбы, – понять и «прочувствовать» все это и значительно труднее, и значительно важнее. Позже, когда шахматист постигнет технику игры и приобретет необходимые знания – а это доступно каждому, такое «взаимопонимание» между ним и ведомыми его рукой фигурами раскрепостит его мысль, позволит ему видеть то, что часто остается скрытым от чисто логического анализа».
«Двойной удар». Ферзем нужно одновременно напасть на две черные фигуры.
После решения этих заданий дети могут попрактиковаться в дидактических играх. Сначала соседи по парте сразятся друг с другом на 64-клеточной шахматной доске ферзем против ладьи и ферзем против слона в «Игре на уничтожение».
Дети быстро убедятся, что подвижность и маневренность ферзя выше, чем у ладьи и слона, но одолеть их при точной игре он не может. Ферзь способен нападать на ладью по диагоналям, на слона по горизонталям и вертикалям, а они его атаковать не в состоянии (иначе ферзь их побьет). Тем не менее, как бы ферзь ни ухищрялся в игре с ладьей либо слоном – нападал на них или ограничивал подвижность, на 64-клеточной доске ему их не одолеть.
Другое дело на фрагментах. Слона ферзь всегда поймает на всех фрагментах от «два на два» до «четыре на четыре» поля, а ладья спасется только на фрагментах поля «два на четыре», «три на четыре» и «четыре на четыре», да и то не во всех положениях.
А вот два характерных положения, где с ферзем сражается пара фигур.
В первом из них точным первым ходом белые ловят неприятельского ферзя. Второе положение – самое красивое для данного соотношения сил. Тонко маневрируя ферзем, белые через несколько ходов побьют сначала одну фигуру противника, а затем и другую.
Страничка из дневника
По вторникам я занимаюсь шахматами с шестью группами детей 4-6 лет и каждый раз перед началом занятия провожу перекличку, отмечая в журнале тех, кто пришел. Обычно я предлагаю ребятам не просто отвечать: «Здесь» или «Я», а называться кем угодно. Например: «Тигр». Поэтому перекличка проходит живо и нескучно. Причем я запрещаю ребятам смеяться над «персонажами», объясняю: «Кто засмеется, тот проиграл» (смех на уроке очень важен, но его нужно дозировать, чтобы не сорвать занятие). Некоторые из ребят на каждом занятии представляются одними и теми же персонажами, среди которых чаще всего принцесса, Бэтман, черепашка-ниндзя, Супермен и Человек-паук. Другие же каждый раз меняют пристрастия. 13 февраля 2007 года я не поленился и записал «кем хочет быть» каждый. Только четверо назвались по-шахматному: пешка, конь, Клеточка и, весьма забавно, ферзь Игорь Георгиевич! Почти все девочки выбрали сказочные персонажи: принцессу, русалку, солнышко, лебедя, Снегурочку, Дейла, заколдованную девушку. Две малышки оказались особо оригинальны: «кусок капусты» и «ученица – пятерки по всем урокам». Среди мальчиков, кроме обыденных: танкист, капитан, разведчик, были и леденящие кровь: могила, убийца, убийца-монстр. Был даже царь Ирод. Но хотя тут же присутствовали: индюк, тачка и тетя Мотя. Больше всего меня поразил «Огнедышащий дракон со всеми видами маскировки»… Вот такую славную компанию я учу шахматным премудростям.
Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО
Продолжение следует
Комментарии