Эпиграфом к уроку в 5-м классе по теме «Лексика» я взяла слова Максима Горького: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…». Без слов не бывает языка, слову свойственно свое, особое, индивидуальное значение – лексическое. Но слова имеют и грамматическое значение – каждое является какой-то частью речи. Читаем отрывок из сказки Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»: «Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата, калушаточки! Бутявка!» Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились…» Разбираемся, что не все ясно в сказке, потому что у слов нет лексического значения. Тем не менее в целом смысл текста понятен, потому что есть грамматическое значение слов. Делаем вывод: слова способны включаться в предложение, если они обладают и лексическим, и грамматическим значением.
Вместе рассуждаем, сколько слов в составе русского языка. Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4-5 тысяч слов, современного образованного человека – 10-30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Сергея Ожегова 73 тысячи слов, а в «Словаре современного русского языка», который состоит из 17 томов, более 120 тысяч. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все, ведь словарь не может включать все слова языка. Вместе извлекаем иллюстрацию к выражению «многозначные слова» – множество значений слова «дорога». Ребята изучают словари Даля и Ожегова. Заодно вспоминаем о синонимах и омонимах. С помощью занимательных загадок ребята определяют, что представляет собой отгадка – многозначное слово или омоним. Например, «соль» – музыкальная нота, без которой нельзя приготовить обед, – это омоним. После этого самое время поговорить про омофоны – фонетические двусмысленности, фонетические омонимы, слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Самые распространенные и самые сложные для запоминания, пожалуй, омофоны кампания и компания. Чтобы их не смешивать, полезно знать, что слово «кампания» происходит от латинского «кампус» – поле. И сейчас мы часто говорим: поле битвы, поле брани. Теперь значение этого слова расширилось – мы говорим: посевная кампания, избирательная кампания. Слово же «компания» происходит от латинского «ком» – совместно, вместе – и «панис» – хлеб, первоначально оно означало «сотрапезники». Сейчас компанией называют группу людей, проводящих вместе время или чем-нибудь объединенных. Маргарита ХАЙРУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №52, Казань
Комментарии