Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Связанные одной жизнью

Ни в чем, кроме учительства, не мыслит себя Людмила Филиппова
Учительская газета, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

30 лет работы в школе. Причем в одной. Причем в той, где училась сама. Причем из прожитых лет большая их часть – школьная. Много это или мало? Каждый судит по-своему. А Людмила Филиппова из Чагодской школы, что в Вологодской области, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, эти годы не считает, хотя и математик. Да и что их считать, если школьная жизнь давно является частью твоей жизни. Если, даже посвящая время самой себе, ты неизбежно возвращаешься мыслями в свой класс, отвечаешь на вопросы, которые задавали ученики, ищешь решения, выходы. Людмила Филиппова, улыбаясь, называет это профессиональной деформацией, но, скорее всего, она ошибается. Это не деформация, это просто любовь.

Хотя этой любви к педагогике могло и не случиться, не появись в 7‑м классе Чагодской школы молодой учитель физики. Нет, он не стал той зарницей, всполохом, который зажег интерес к науке, предмету, зато на его примере можно было четко понять, образ какого учителя в душе точно не останется. Физик был требователен, но… скучен и придирчив, и до этого сильный класс постепенно превратился в неудержимых списывальщиков. В конце концов дело бы закончилось вполне объяснимой ненавистью к физике, если бы предмет не стала вести Галина Васильевна Угарова. Она так увлекательно рассказывала о колебаниях математического маятника, о свойствах электрических разрядов, об оптических явлениях, что не понять ее было просто невозможно. И оказалось, что физика – это интересно, просто, красиво! Именно благодаря Галине Васильевне практически весь класс сделал этот пресловутый шаг от ненависти до любви к физике.

Как говорит Людмила Филиппова, увлечься физикой, а затем и математикой помогли, конечно, не сами предметы, а педагоги, их ведущие (математику у нашей героини преподавала Татьяна Григорьевна Бояркина, она же была и классным руководителем). Эти учителя повлияли на ее жизнь. Хотелось стать таким же учителем, как Галина Васильевна и Татьяна Григорьевна. Поэтому на распутье выбора вуза и будущей специальности Людмила Филиппова не стояла. Все и так было понятно. И, между прочим, не ей одной. Например, из ее класса 11 человек поступили в педагогические вузы!

Разумеется, были в ее профессиональной жизни разные моменты, в том числе возникали трудности и постигали разочарования, но, обдумав вопрос, кем бы она могла себя представить, если не учителем, наша героиня признается, что нет такой профессии. Даже когда можно было изменить профессиональную траекторию, она не смогла отделить свою жизнь от школьной. Может, поэтому и работает сейчас, единственная из того классного выпуска, учителем. Вся жизнь в Чагоде, вся жизнь в школе. Да и не смогла бы, наверное, уехать никуда. Людмила Филиппова называет себя негородским жителем. И знает, с чем сравнивать. Дочка живет в Санкт-Петербурге, и когда наша героиня оказывается в мегаполисе, то не устает изумляться, сколько времени люди затрачивают на дорогу, на суету, которая часто себя не оправдывает, оказывается ненужной. То ли дело ее Чагода, которую когда-то называли вологодской Швейцарией – так здесь красиво!

Древние мудрецы говорили: «Все течет, все меняется». Это так. К сожалению, не в лучшую сторону. Людмила Филиппова как человек, искренне любящий свою Родину, рассказывает, что когда-то в районе было порядка 10 школ. Осталось 4. Это результат оптимизации. С закрытием школ умирает село, но и другого выхода пока нет, потому что объединение школ происходит не от хорошей жизни. Нет кадров на селе. Молодежь приходит в педагогический вуз, оканчивает обучение, но в школы не идет. И это тоже можно понять, потому что и в областном центре, и в соседней Ленинградской области зарплаты гораздо выше, чем в поселковых школах. Людмила Филиппова как-то спросила своих выпускниц, очень талантливых девочек, которые получили педагогическую специальность, но в школу работать не пришли, почему они так поступили. Молодые специалисты честно признались, что не хотят тратить столько усилий, сколько тратит педагог, работая с детьми. Им они кажутся чрезмерными.
Кроме того, выпускницам педвуза кажется, что, несмотря на различные громкие заявления, профессия учителя по-прежнему не является престижной, ценной. Одна из девушек как-то при прохождении педагогической практики услышала от ученика следующий вопрос: «Вы пришли работать в школу, потому что плохо учились?» Как говорится, без комментариев.

Людмила Филиппова согласна с тем, что педагогическое образование не дает полного представления о профессии учителя и о трудностях, с которыми придется столкнуться. Молодежь пугает большая ответственность. Ребенок ведь не чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что захочешь, и не емкость, которую можно заполнить. Он неотъемлемая часть своей семьи с ее подходом, ментальностью, жизненной позицией.

Наша героиня часто задумывается над тем, как убедить родителей в том, что детям нужно учиться, как бы парадоксально в век колоссального интеллектуального развития это ни звучало. Трудолюбие для нынешнего поколения вообще стало анахронизмом. Все хотят иметь все, не прикладывая к этому никаких усилий. В подростковой среде популярна позиция «идем путем наименьшего сопротивления». Головой работают единицы, не говоря уже о работе руками. Людмиле Филипповой грустно оттого, что сегодня даже для работы на школьном субботнике нужно просить разрешение у родителей. И многие его… не дают. То есть получается, что сами взрослые учат детей равнодушию: не нужно думать о будущем, не нужно убирать, беречь и заботиться о своей школе, улице, поселке.

– Так не должно быть, – считает Людмила Филиппова. – Семья не должна оставаться в стороне, устраняться от школьной жизни, от решения учебных проблем. Поскольку я являюсь классным руководителем, мне приходится часто взаимодействовать с родителями. Безусловно, они все разные. С кем-то легко найти общий язык. Особенно с теми, кто заинтересован в воспитании и развитии собственного ребенка. Но есть те, кто решает, что ребенок к 9‑му классу уже вырос и может делать все, что хочет. А он это и делает, например вообще не ходит в школу. Таких ребят жалко, очень хочется им помочь.

А еще ей хочется донести до детей то, что математика – это не сухая наука с набором формул, алгоритмов и понятий, а стройная, логическая система. Математика окружает нас, математика – это сама жизнь. Людмила Филиппова стремится приобщить учеников к математике как к части человеческой культуры, дать им возможность испытать радость от самостоятельно сделанного открытия. Счастье познания возможно только там, где есть удивление, поиск ответа, а не готовые рецепты, убеждена педагог.

А ей и самой нравится удивляться. Например, какому-то новому увлечению. Вспомнила свое давнее умение вязать и этим летом освоила две новых техники – энтерлак и бриошь. Своим внукам, которых у нашей героини трое (девочка и парни-близнецы), навязала шапочек! Пусть им будет приятно надевать на себя вещи, созданные бабушкиными руками. Вообще рукоделие Людмиле Филипповой очень нравится. Она даже на финал Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, который проходил в г. Грозном, привозила материалы для кружевоплетения для внеурочного занятия. По независящим от нее обстоятельствам это не получилось сделать, но зато ее собственные ученики знают об увлечениях педагога и кое-кто их разделяет. Девочки, во всяком случае, точно. Она часто вспоминает, как раньше сидели после уроков с ученицами, плели и шили, разговаривали по душам, рассказывали истории. С сегодняшним поколением немного сложнее: дети предпочитают купить вещь, нежели сделать что-то своими руками, но увлеченные и усидчивые натуры среди них все же встречаются. Другое дело, что времени на все увлечения у педагога не хватает. А хочется и почитать хорошую книгу, и сходить в лес, и в саду повозиться.

Но даже при такой катастрофической нехватке времени она рада, что смогла поехать в Чеченскую Республику в 2019 году представлять свой регион. Финал конкурса ей запомнился навсегда. Прежде всего потому, что там были учителя из всех регионов России. Каждый со своим опытом, со своей практикой, и это потрясающее педагогическое разнообразие стало сродни курсам повышения квалификации. Людмила Филиппова даже сравнила пребывание на конкурсе с еще одним полученным высшим образованием. И, конечно, такое общение дало мощный заряд для дальнейшей работы, саморазвития.

Оно, это общение, к слову, до сих пор продолжается. «Пеликаны» переписываются, поздравляют друг друга, помогают советом, зовут друг друга в гости. Для Людмилы Филипповой, скромно назвавшей себя случайной на конкурсе, это очень важно. Учительское братство дает тебе понять, что ты не один, что ты не забыт и, главное, что случайных людей, как на конкурсе, так и в педагогике, нет.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Вологодская область


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
  • Пока не знаю, надо изучить систему 55%
    110 голосов 55%
    110 голосов - 55% из всех голосов
  • Нет 31%
    61 голос 31%
    61 голос - 31% из всех голосов
  • Да 14%
    28 голосов 14%
    28 голосов - 14% из всех голосов
Всего проголосовало: 199
Ноябрь 25, 2020 - Декабрь 1, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt