search
main
0

Связь времен. Важная практика в жизни детей

​С чего начинается Родина? Конечно же, со всего, о чем поется в старой песне. И еще со многого, бесчисленного, редкого, дорогого. А можно ли научить любить Родину, и если можно, то как? Как воспитать патриота?

По Ожегову: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины».Из Википедии: «Патриотизм (греч. Πατριώτης – «соотечественник», πατρίς – «отечество») – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства». Как можно видеть, со временем понятие «патриотизм» не меняется. Это один из краеугольных камней воспитания подрастающего поколения.И на этом же фундаменте растет Юнармия.- Всех наших членов объединяет патриотизм, – говорит Дмитрий Труненков.Из недавней истории29 октября 2015 года Президент России Владимир Путин по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе российских ценностей и традиций. Летом 2016 года была создана Юнармия – Всероссийское военно-патриотическое общественное движение для школьников в возрасте от 11 до 18 лет.Из несколько более давней историиЮнармейское движение зародилось в 1990 году на основе детско-юношеской добровольной общественной организации «Движение юных патриотов», которая была образована путем слияния военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», постов у Вечного огня Славы, военно-патриотических клубов и других. Девиз организации звучал так: «Во славу Отечества!» Направления работы ДЮП строились вокруг программ по подготовке к военной службе, патриотическому воспитанию, приобщению молодого поколения к отечественной истории.Цель движения – вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Вступить в Юнармию может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.Так создавалась Юнармия. Повторюсь, методов, способов воспитания патриотизма бесконечное множество. Выбирать из них – неблагодарная и ненужная задача. Все важны и необходимы.Но сегодня мне хочется остановиться на одном, но очень разнообразном и востребованном подходе: воспитание на историческом примере.Начну со слов Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».Вообще почитание отцов, дедов, прадедов – традиция русского народа. Слава и подвиги наших предков стоят у нас за спиной, они основа духа народа, один из источников патриотизма. Как донести весь комплекс, составляющий духовность народа, до детей, доверенных нам родителями и государством, городом? Я думаю, что один из очень важных способов – музейная педагогика. Тут примеры поступков героев, самопожертвования ради Родины и близких, стойкости, веры в себя и товарищей, умения подчиняться и руководить… Всего не перечислить.На мой взгляд, в школе (пусть не в каждой, современная московская система межшкольного сотрудничества делает успехи любой школы достоянием всех) должен быть школьный музей военной истории – очевидный фактор воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить человека будущего, нашего светлого будущего. Ведь дети, сидящие сегодня за школьными партами, построят будущее нашей страны. И то, каким оно будет, зависит от нашей работы, не только педагогов, вообще всех – и взрослых, и детей.В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».У нас, в школе №956, существует военно-исторический музей боевой славы 569‑го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова III степени полка. Существует 23 года, с 1995 г. За это время музей стал широко известен как участник, лауреат и дипломант городских, окружных, муниципальных конкурсов, олимпиад, тематических выставок, фестивалей, семинаров, конференций. Музей открыт для посещения всех желающих и востребован в социальном окружении школы. Руководитель музея – педагог-организатор Н.Г.Шишкова – проводит познавательные экскурсии и беседы. Вот пример типичного отзыва: «Музей замечательный. Большое спасибо за теплый прием. Хотелось бы вернуться со всем классом, так как много интересного дети могут узнать».Музей и его работа – часть воспитательных программ школы, его постоянные цели:- пробуждение у подрастающего поколения и молодежи интереса к истории Отечества и родного края;- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования.Сегодня музейная педагогика в нашей школе – важное звено учебно-воспитательного процесса. Она активно участвует в решении приоритетных задач:1. Формирование у школьников интереса к историческому прошлому страны, города, семьи.2. Развитие познавательной и творческой активности, гражданских качеств, патриотического отношения к России, Москве.3. Организация личностно ориентированного воспитания в результате участия в социально значимой деятельности.4. Представление участникам юнармейского движения воинского духа защитников России, их вечной славы, нашей вечной памяти и благодарности.Движение к поставленным целям и достижение задач закономерно привели военно-исторический музей школы №956 к успешности и известности в социальном поле Москвы. В частности, наш музей – участник и лауреат международного интернет-проекта – конкурса по созданию электронной Книги Памяти «Страницы семейной славы» и межрегионального проекта по созданию единого исторического пространства в сети Интернет «Исторический интернет-музей «Московия».С 2015 года музей школы участвует в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» в качестве одной из площадок. Олимпиада – городской проект, проводится Департаментом образования совместно с Департаментом культуры города Москвы. Координатор олимпиады – Центр педагогического мастерства города Москвы при участии Городского методического центра Департамента образования города Москвы.Экспозиция музея содержит более 300 подлинных экспонатов, имеющих историческую ценность. Работники музея и педагоги школы проводят в музее уроки, готовят для посетителей разнообразные увлекательные задания и викторины. В гостевой книге музея множество теплых и даже восторженных отзывов. Например, ученики школы №2122 пишут: «Обстановка внушает уважение и гордость подвигами героев авиационного полка, а рассказы работников музея были важными и интересными».Под руководством педагогов дети школы участвуют в волонтерском движении – помогают ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим на территории района Южное Медведково. Это очень важная практика в жизни детей. Любовь подрастающего поколения для ветеранов может оказаться важнее лекарств. А воспоминания героев и очевидцев подвигов тех лет являются важным элементом становления подрастающего поколения как патриотов Родины и хороших людей. С каждым годом возможность живого общения с ветеранами ВОВ приобретает большую ценность.Без прошлого у нас нет будущего. Будущее строится сегодня, и именно оно будет настоящим наших детей. И так будет всегда. А мы, работники образования, обязаны сделать все, чтобы этот круг времен сохранял свою целостность. Опираясь на уроки, данные нам в прошлом, и наши достижения в настоящем, мы воспитываем успешных, самостоятельных и ответственных детей.Ирина СОСНОВА,директор школы №956

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте