search
main
0

Свобода выбора. Метод быстрого старта: для всех и для каждого

Темпы информатизации за последние пятнадцать лет привели к изменению способа восприятия и обработки информации современными молодыми людьми. Ведущий аналитик фонда «Общественное мнение» социолог Лариса Паутова отмечает, что они гораздо быстрее схватывают новую, особенно яркую, информацию, легче устанавливают связи между блоками различных данных, однако предпочитают не углубляться в суть предмета. Этому способствует и распространение визуально ориентированных средств работы с информацией, которые окружают нас повсюду: от рекламных щитов до компьютерных программ.

Комментарий «УГ»*См. статью Александра КОНДАКОВА «Интернет и революция в образовании», №11, 2008 год, «ИКТ в образовании».

Разумеется, педагог не может влиять на ситуацию в целом, но может так организовать обучение, чтобы максимально использовать ее положительные стороны и минимизировать отрицательные. За счет скорости обучения собственно технологии обработки информации освобождается время для творчества, проектной деятельности или углубленного изучения теоретических вопросов, в зависимости от склонностей и способностей обучаемых. По мнению генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, современного ребенка интересуют не сами технологии и не те возможности, которые они ему дают, а те сервисы и виды деятельности, которые он может реализовать в данной технологической среде*.

Метод быстрого старта (МБС) как нельзя лучше подходит для наших целей, однако необходимо проанализировать его плюсы и минусы, очертить сферу применения, определить условия, при которых сумма знаний не превратится в набор поверхностных сведений. Суть МБС заключается в такой организации деятельности обучаемых, которая позволит им решать реальные задачи без предварительного выполнения многочисленных упражнений. Ключевым в приведенном определении является слово «реальные». На конференции в подмосковном Троицке «Применение новых технологий в образовании» Сергей Христочевский в своем докладе отмечал, что фундаментальное образование, которое мы даем нашим школьникам, далеко не всегда позволяет им решать простые жизненные задачи. Не хватает, в частности, умения работать в коллективе, самостоятельно и нетрадиционно мыслить.

В образовательной области «Информатика и ИКТ» МБС применяется давно и плодотворно. Среди особенностей его применения в учебном процессе:

предварительная теоретическая подготовка учеников;

тщательная проработка первого шага (подбор примеров, формулирование задания, подготовка пособий);

практическая направленность;

подбор тем творческих заданий, значимых для обучаемых;

стимулирование самостоятельного углубления знаний.

Этот метод не следует путать с применением всевозможных мастеров и конструкторов, предлагающих просто выбирать решения из готовых наборов. Его использование должно базироваться на теоретических знаниях по данной теме, полученных студентами на лекции, а учениками – на предшествующем уроке. После знакомства с основными возможностями инструментария следующим шагом будет выполнение творческого задания, также четко сформулированного, но уже допускающего боўльшую свободу выбора.

Безусловно, необходима адаптация всех заданий к особенностям той или иной группы студентов или школьников. Правильно организованное применение МБС способствует возникновению такой ситуации, когда у них появляется стимул для углубления своих знаний, то есть для постановки сложных вопросов и самостоятельного поиска ответов.

Ограничениями в успешном использовании МБС могут быть недостаточный базовый уровень владения ИКТ у обучаемых либо слабая мотивация к изучению предлагаемой темы. Метод применим для обучения технологиям, но не фундаментальным понятиям.

Однако порой удается подвести учеников к «открытию» некоторых понятий или зависимостей. В данном случае наиболее показательны примеры, взятые из опыта работы центра образования №109 Москвы, а также художественно-графического и филологического факультетов Московского педагогического государственного университета.

Пример 1. Изучение основ практического программирования на VBA в 9-м классе гуманитарного и художественно-графического профилей.

Вопрос первый: надо ли обучать основам программирования будущих художников и литературоведов? Казалось бы, оно им и не особо нужно! Однако кто может гарантировать, что они уже окончательно определились с выбором профессии? В то же время понятия алгоритма и исполнителя всем ученикам знакомы с начальной школы. А поскольку виды алгоритмов они тоже знают и создавали проекты в ЛогоМирах, изучение новой темы начинаем с повторения теоретических вопросов и просмотра примеров.

Вопрос второй: как преодолеть сложности интерфейса языка Visual Basic и добраться до реализации цикла? Вот здесь на помощь приходит МБС. Все одновременно, под руководством учителя, правильно (в режиме среднего уровня безопасности) открывают файл примера в Microsoft Excel, находят нужную панель инструментов, запускают программу и анализируют код. Все помогают всем, но только в режиме подсказки, а не нажатия клавиш. И коллектив дожидается последнего, чтобы вместе с ним двигаться дальше. Отвлекаться некогда, иначе отстанешь и задержишь других. Со вторым примером ученики работают уже самостоятельно, по аналогии, в индивидуальном темпе.

На удивление быстро после рассмотрения и выполнения нескольких примеров девятиклассники разобрались с интерфейсом VBA, работой с формулами и командой закраски ячейки. И получили задание на дом: нарисовать «коврик» размером 8х9 ячеек разных цветов, регулярной структуры, то есть с повторяющимися строками или столбцами.

Следующий урок – самостоятельная работа «Циклы». У каждого свое домашнее задание. И хотя цель обязательно постичь вложенные циклы не ставилась, некоторым удалось увидеть закономерность и сделать программу более профессиональной. Ниже приведен фрагмент работы одной из учениц.

Код для строк 1, 4, 6 (простой цикл)

For i = 1 To 7 Step 3

Cells(i, 1).Interior.Color = vbYellow

Cells(i, 2).Interior.Color = vbBlue

Cells(i, 3).Interior.Color = vbGreen

Cells(i, 4).Interior.Color = vbYellow

Cells(i, 5).Interior.Color = vbBlue

Cells(i, 6).Interior.Color = vbGreen

Cells(i, 7).Interior.Color = vbYellow

Cells(i, 8).Interior.Color = vbBlue

Cells(i, 9).Interior.Color = vbGreen

Next

Код для строк 2, 5, 7 (вложенный цикл)

For i = 2 To 8 Step 3

For j = 1 To 7 Step 3

Cells(i, j).Interior.Color = vbGreen

For j = 2 To 8 Step 3

Cells(i, j).Interior.Color = vbYellow

For j = 3 To 9 Step 3

Cells(i, j).Interior.Color = vbBlue

Пример 2. Проект «Графический способ решения уравнений с помощью электронных таблиц» в 8-х классах (художественно-графических, общеобразовательных и развивающего обучения).

Сама по себе задача решения уравнений или системы уравнений с помощью электронных таблиц очевидна и не требует пояснения. Учитель математики разработал 10 вариантов заданий (по числу компьютеров), в каждом варианте по три уравнения. Ученики выполняли задания на уроках информатики индивидуально или командой по два человека. Кстати, если десять лет назад преподаватель информатики просил математика подобрать задания, то теперь инициатором проекта стал учитель-предметник.

МБС использовался при изучении темы «Электронные таблицы: построение диаграмм и графиков». После краткого рассказа об интерфейсе и возможностях электронных таблиц ученикам было дано задание выполнить практические работы «Я – бухгалтер» и «Я – учитель» с построением диаграмм прибыли малого предприятия по кварталам и успеваемости классов в параллели. Название фирмы и успешность ее работы, как и показатели обученности классов, школьники придумали сами.

В ходе выполнения проекта требовалось не только построить графики и записать решения, но и оформить презентацию в MS PowerPoint, а также версию для печати в программе компьютерной верстки MS Publisher. Последняя ориентирована на работу с объектами, подобно программе создания презентаций, и потому была освоена весьма быстро. Ребята повторили тему обмена информацией между различными приложениями MS Office и обнаружили, что способ работы с верхними и нижними индексами в MS Office-2003 не унифицирован.

Среди уравнений встречались не имеющие решения, с одним, двумя и тремя корнями (рис.).

Пример 3. Создание сайта (web-дизайн).

Эта тема столь же обширна, сколь и востребована. Она по-разному будет трактоваться для школьников, студентов различных специальностей или учителей на курсах обучения ИКТ. Но в любом случае МБС приведет к хорошим результатам.

Создание web-страницы можно начать с произвольного заголовка разных размеров с атрибутами от 1 до 6 единиц и далее выполнять аналогичные упражнения для других элементов страницы. Альтернативный вариант – создать собственную простую web-страницу на основе специально разработанного шаблона, изменяя теги и их атрибуты. В этом случае обучаемому нужно предоставить доступ к соответствующим таблицам тегов с атрибутами, причем объем информации должен быть необходимым и достаточным для выполнения четко сформулированного задания.

Ниже представлен пример реального задания для студентов МПГУ. Оно предназначалось студентам спортивного факультета и было разработано по материалам учителя физкультуры, прошедшего обучение информационным технологиям в Федерации Интернет Образования, но в качестве первого задания подошло и для студентов других факультетов.

Первое занятие проводится в форме лекции-беседы, в ходе которой осуществляется краткое анкетирование для определения уровня подготовки группы, обсуждаются теоретические аспекты web-дизайна и демонстрируются примеры студенческих работ.

Второе занятие – практическое. Студентам выдаются в виде распечатки задание и таблицы основных тегов, а в виде файла – шаблон web-документа. Редактирование выполняется с использованием программы «Блокнот».

Задание «Редактирование web-документа»

1. Отредактировать HEAD

2. Отредактировать заголовок, ссылки и подзаголовки:

Физическая культура

Анатомия человека

Круговая тренировка

Упражнения

3. Поместить заголовок и все подзаголовки в центр.

4. Изменить цвет фона, шрифтов и горизонтального разделителя.

5. Изменить цвет ссылок.

6. Вставить текст «Анатомия человека» и выделить цветом слова «двигательная деятельность».

7. Вставить рисунки.

8. Набрать текст «Круговая тренировка»:

выбор слабого звена;

выбор оптимальной нагрузки;

переход к сложному;

тестирование;

выбор очередного звена;

выбор сложного уровня.

9. Поместить обе таблицы в центр.

10. Список поместить на белый фон.

11. В первой таблице установить: толщину рамки, цвет рамки (темный и светлый), расстояние между ячейками.

12. Во второй таблице установить: толщину рамки, цвет рамки, ширину ячейки с текстом (300).

13. Рисунки поместить в центр.

После выполнения заданий, ориентированных на другие способы организации web-страницы, студенты переходят к творческой работе. Требования, предъявляемые к ней, зависят от специальности группы и от объема курса. Обучаемые уже с первых занятий «погружаются» в мир новых понятий, получают достаточно простой и доступный инструмент для оперирования этими понятиями, а желающие углубить свои знания используют ресурсы Интернета.

Таким образом, МБС, с одной стороны, обеспечивает достижение некоторого базового уровня всеми обучаемыми, а с другой способствует индивидуализации обучения на последующих этапах.

Тамара СЕВЕРОВА, доцент МПГУ

6. Вставить текст «» и выделить цветом слова «двигательная деятельность».8. Набрать текст «»:

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте