search
main
0

Свобода, выбор, ответственность, чувство собственного достоинства. Почему школа самоопределения №734 носит имя Александра Наумовича Тубельского?

​2 октября 2018 года исполнилось бы 78 лет Александру Наумовичу Тубельскому – создателю и директору (1985‑2007) московской Школы самоопределения, президенту Российской ассоциации инновационных школ, лауреату Премии Президента РФ в области образования, заслуженному учителю РФ, одному из самых известных деятелей современного российского образования.

Тубельский – автор концепции педагогики самоопределения, которая ориентирована на создание условий для развития индивидуальности ребенка. Начиная свою деятельность в период перестройки, он предложил концепцию нового содержания образования, а в 1990‑1995 гг. был одним из соавторов «Закона об образовании». В течение 20 лет Александр Наумович участвовал в развитии российского образования, без его всегда заинтересованного участия не обходилось ни одно обсуждение самых горячих вопросов, связанных с современной школой: от формирования у детей гражданской позиции до проведения ЕГЭ и введения стандартов. Он никогда не боялся отстаивать свою человеческую и гражданскую позицию по самым острым проблемам, поэтому был постоянным участником радиопередач, неоднократно выступал и в передачах Первого канала, РТР, ТВЦ, «Культура», когда они обсуждали проблемы новых представлений о воспитании и образовании детей, о роли школы в развитии демократии в России.Несмотря на огромную внешнюю деятельность и вклад в политику образования, главным делом жизни Александра Наумовича всегда оставалось директорство. Он был уверен: для того чтобы каждый ребенок за годы учебы в школе смог найти себя, чтобы каждый был счастлив все эти годы и научился справляться с неизбежно возникающими в жизни трудностями, вся система образования в учебном заведении должна быть построена по принципу сотрудничества учителей и детей, равноправия между ними, взаимного обучения, совместного роста. В нем всегда ярко проявлялась его педагогическая позиция: сплав жизнелюбия и оптимизма, высокое чувство ответственности и требовательности, самостоятельности и независимости.Нельзя не сказать о поисках Александра Наумовича в области содержания образования. Он был одним из самых первых деятельных разработчиков компетентностного подхода, при котором на первое место в содержании образования выходит не знаниевая парадигма, а универсальные умения (компетентности), которые, как считал Александр Наумович, способствуют личностно ориентированному, деятельностному способу освоения мира. И именно такой подход принят за основу в современном образовании.Не менее важной идеей нового содержания образования Александр Наумович считал уклад школьной жизни. В одной из своих работ «Уклад школьной жизни – скрытое содержание образования» он задавался вопросом, почему столь высокий уровень образования в российской школе не обеспечивает умения человека действовать в ситуации неопределенности, обладать профессиональной мобильностью, надеяться на собственные силы, делать осознанный политический, социальный и нравственный выбор. В этой же статье Александр Наумович писал, что в школе необходимо создавать уклад, который позволит построить такой образовательный процесс, при котором ученик постепенно «переставал бы быть объектом педагогического воздействия и становился бы субъектом своего образования».Ключевые идеи Александра Наумовича Тубельского, которые в свое время казались новыми, совершенно нереальными для претворения в жизнь, сейчас живы, определяют лицо современной школы и во многом отражают позицию авангарда современной педагогической мысли. И свою школу Александр Наумович строил так, чтобы в ней были условия для развития индивидуальности ребенка. Он считал, что ребенку в первую очередь нужен внутренний стержень, а потом твердые знания, что детей нельзя сравнивать друг с другом, а продвижение и рост возможны только относительно самого себя. У Александра Наумовича был замечательный образ, описывающий практику, да и теорию образования: это большая река. Правый берег – крутой и многонаселенный. На этом берегу множество дидактических принципов, методик, технологий обучения, множество моделей учебного процесса, учебных планов, образовательных стандартов и тщательно выверенных форм контроля. А левый берег пологий и топкий, здесь ребенок движется сам, и содержание образования – это он сам. Он строит собственный образ, то есть образуется, образовывается. И учебные предметы, даже основы наук, в этом случае лишь материал, который используется учителем для понимания раскрытия ребенком своей индивидуальности и уникальности. Александр Наумович Тубельский, несомненно, строил свою школу, находясь на левом берегу, и мечтал, чтобы учителя его школы разделяли эту педагогическую позицию.Александр Наумович неоднократно повторял: «При настоящей свободе нельзя обойтись без формирования уважения к самому себе. Мы привыкли говорить: научись уважать других, а потом требуй уважения к себе. Мне кажется, что формула другая: уважай себя – и, понимая, что другой человек тоже уважает себя, не унижай его. Вот это я вкладываю в понятие достоинства. Наш школьный закон о защите чести и достоинства не разделяет достоинство учителей и учеников. Подлость, хамство, оскорбление одинаково неприемлемы как для учителя, так и для ученика. Дело учителя – поддерживать достоинство ученика, дело ученика – поддерживать достоинство учителя. Не потому, что это учитель и ученик, а потому, что мы люди…»Свобода, выбор, ответственность, чувство собственного достоинства, образование себя, толерантность – вот те ключевые гуманистические идеи, которые Александр Наумович ставил во главу угла воспитания по-настоящему свободного человека.В своей школе Александр Наумович всегда был душой всех дел, без его живого участия не обходилось ни одно событие. Он умел увидеть, рассмотреть и поддержать все новое, интересное и живое. Он, как никто другой, умел восхищаться своими учениками и коллегами. Он был директором, который умел вдохновлять, поднимать, заражать своей энергией всех – учителей, родителей, детей – и создавать атмосферу сотрудничества.

После смерти Александра Наумовича коллектив учителей принял решение о присвоении школе его имени. И в 2017 году московская Школа самоопределения №734 стала носить имя Александра Наумовича Тубельского. И, несмотря на то что поколения учеников, их родителей и даже учителей приходят на смену друг другу, главными идеями нашей школы были и остаются само­определение, уважение к личности, компетентностное образование и другие ценности, которые претворял в жизнь Александр Наумович.

Коллектив школы №734

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте