Учителя бьют тревогу: дети на уроках фактически открыто общаются в соцсетях. На уроке «Вконтакте» может сидеть целый класс. Дети комментируют деятельность учителя, размещают фотографии, договариваются о встрече после занятий. Тут не до учебы!
Когда я училась в школе (это были 1980-е), иметь престижные предметы было, пожалуй, как и сейчас, модно, но, так как их имели единицы, то над этими единичными личностями немного подсмеивались. Да и они сами интуитивно чувствовали, что открыто хвастаться вещами почему-то не надо.
Сейчас гонка за вещами порабощает детей и их родителей уже с детского сада. А с первого класса одним из главных предметов престижа становится мобильный телефон. Его родители покупают как средство безопасности. И напрасно мамы и папы объясняют детям, что телефон, который берется в школу, должен быть дешевым, чтобы не жалко было нечаянно потерять, чтоб не отобрали… Каждое лето чадо требует новый телефон, покруче старого, с которым ребенок 1 сентября гордо придет в школу.
Стоит ли удивляться произошедшей в конце концов метаморфозе – вещи, которые должны были служить нашим детям, поработили их.
Современный подросток напоминает зомби. Свободное от школы время его проходит в тройке гаджетов телевизор-компьютер-мобильник. Выглядит это примерно так. Придя из школы, тинейджер заявляет, что он устал от уроков и ему нужно отдохнуть. И погружается с головой в телевизор. Если телевизор со скандалом выключается родителями, подросток плавно перекочевывает в мир ВКонтакте. Если и компьютер или ноутбук отобраны, есть третья лазейка в виртуальный мир – телефон. И винить тут родителям некого, кроме самих себя! Ведь они сами, заметив, что ребенок тратит космические суммы на интернет в мобильном, к которому он подключился самостоятельно, заботливо установили ему на телефоне интернет-тариф подешевле. Теперь он может сидеть в интернете круглосуточно. Дорогая модель телефона, которую родители ему купили, чтобы он не выглядел бедным среди одноклассников, вполне ему это позволяет!
Круглосуточно он там и сидит. Телефон – его лучший и зачастую единственный друг. Причем чем дольше он общается в течение суток с телефоном, тем, скорее всего, у него меньше реальных друзей. Изобретения тинейджера, которые позволяют ему подольше побыть в обществе «друга», весьма разнообразны. Среди них – уверения, что при делании уроков ему каждый раз нужно заглядывать в телефон, ибо там содержатся сфотографированные с доски домашние задания. Если вы застукали подростка с телефоном в ночное время, то он, конечно, устанавливает на нем будильник или заботливо проверяет, зарядился ли он. Заряжается же мобильник, заметим, всегда под боком у своего владельца, ибо до всех других розеток не достает его уникальный шнур!
Вы замечаете, что успеваемость вашего ребенка резко упала, но не осознаете еще, что виновата в этом тройка ваших врагов – телевизор-компьютер-мобильник. Однажды вы открываете собственную страничку ВКонтакте и обнаруживаете, что сейчас, когда в школе у вашего ребенка идет урок, он сам вместе со своими друзьями находится в социальной сети…
Московские учителя бьют тревогу – дети на уроках фактически открыто общаются в соцсетях. ВКонтакте может сидеть на уроке целый класс. Дети комментируют деятельность учителя, тут же размещают фотографии. В маленьких городах эта проблема тоже есть, хотя она не столь заметна.
Родители и учителя новгородских школьников, с которыми я обсуждала этот вопрос, в растерянности. Что же делать? Отбирать мобильники в начале урока? Но телефон – собственность школьника. Да и при добровольной отдаче, как это сейчас практикуется перед ЕГЭ, случись что, как говорится, бедному учителю придется возмещать стоимость дорогого гаджета. Регламентировать в уставе школы запрет на использование мобильников в классах во время урока? Но чем тогда карать за нарушение этого правила? Двойкой – незаконно, а что еще может подействовать на подростка?
Вернусь опять к тем незабвенным временам, когда лично я училась в школе. В моем классе в школе №8 Великого Новгорода работала учительницей математики Тамара Ивановна Крылова. В череде наших отличных педагогов этого преподавателя я бы выделила отдельно за удивительную способность – занять каждую долю секунды рабочего времени ученика. У Тамары Ивановны за 20 лет на уроках во всех классах – от пятиклашек до десятиклассников – никто ни разу не крикнул, не зашумел. Отвлекаться было попросту некогда. Включенный мобильник, случись вдруг таковой на уроке нашей Тамары Ивановны, напрасно сиял бы призывным светом экрана и через некоторое время от невнимания к себе потух бы… Мастерство педагога – единственный ключ к решению проблемы мобильной вседозволенности? Или есть другие решения? Как вы думаете?
Комментарии