search
main
0

Светить! И никаких гвоздей! Вот лозунг Батраковой!

​Гелия Михайловна Батракова так легко взошла на сцену Театра имени Маяковского, что зал ахнул: «Как молода!» А она тут же произнесла свою коронную фразу: «Я так давно в образовании, что меня пора забыть». Но вот незадача: не забывают, помнят, испытывают глубочайшее уважение и признательность за многие годы самоотверженной и честной работы. И по заслугам ей первой вручена премия общественного признания «За честь и достоинство», учрежденная Московской организацией Общероссийского профсоюза образования. Она, заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премий Президента России в области образования и мэра Москвы, орденоносец, в одном ряду с Любовью Кезиной, Леонидом Мильграмом, Марией Комлевой, Евгением Ямбургом, Владимиром Овчинниковым, Юрием Завельским, Владимиром Караковским и другими мэтрами образования, вписавшими своей честью и достоинством имена в историю и славу московского и российского образования.

Отличительная черта Гелии Батраковой – умение прямо держать спину. Легкая, стройная, она, кажется, никогда не сгибала ее ни перед власть имущими, ни перед проблемами и сложностями, которых в ее жизни всегда хватало. Ее педагогическая жизнь начиналась со скромной должности воспитателя ГПД. Это потом, став в 1958 году выпускницей историко-филологического факультета педагогического института, она будет уже серьезной, строгой, но очень творческой учительницей, которую полюбят ученики, будут уважать коллеги, ценить начальство. Она будет ходить с детьми в походы, устраивать для них вечера и диспуты, говорить правду детям и педагогам, давать интересные открытые уроки. Ну и конечно, в школе №23, которую в свое время возглавлял будущий заместитель министра просвещения РСФСР Виктор Коротов, Гелия Михайловна через несколько лет стала директором. Школа та была особенная, ее в разные годы окончили директор Института США и Канады Сергей Рогов, хоккеист Павел Буре, артистка Жанна Болотова, среди выпускников много академиков, общественных деятелей.Директора 23-й с солнечным именем заметили, она делала карьеру: инспектор и начальник Ленинского роно стала первым начальником Северо-Западного окружного управления образования. Рассказывают, как работники ДЭЗов, управ и префектуры надевали парадные костюмы, когда элегантная, на высоких каблуках, начальник управления образования выезжала на стройплощадки митинских школ. То, что сегодня в Митине так много интересных и красивых школ, – заслуга Гелии Михайловны. Она была строга: назначая директора, требовала, чтобы представил концепцию развития школы, доказал, чем она будет отличаться от других. Когда речь шла о качестве образования, компромиссов не могло быть, наверное, поэтому Гелию Михайловну и назначили начальником Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров Департамента образования Москвы.Аттестующих обычно боятся, но Гелия Михайловна слыла защитницей. Вместе со своей командой она решала очень важную задачу – защищала государственное образование от халтуры, невежества, непрофессионализма. Но при этом еще и поддерживала тех управленцев и учителей, которые работали на совесть. Это при ней заработала служба единого окна, когда никому не нужно было стоять в очередях – можно было записаться на конкретное время и быть уверенным, что все документы будут приняты за 10-15 минут. В одной из первых в службе Батраковой появился свой сайт с нужной информацией и ответами на всевозможные вопросы.Специфика лицензирования и аккредитации в те времена состояла в огромном количестве документов, которые нужно было подготовить соискателю. Батракова и команда дошли до Рособрнадзора и настаивали на сокращении количества бумаг, некоторые их предложения были одобрены и приняты. Москвичи придумали и реализовали проект так называемой публичной аттестации, когда в один день проходила аттестация одновременно и руководителей, и учителей школы, при которой присутствовали родители, представители управ, коллеги из других школ. Педагоги и директор на глазах у всех показывали и доказывали свою высокую квалификацию, итоги эксперты подводили на открытом педсовете, где все имели возможность высказать свое мнение, пожелания и отзывы. Руководители, таким образом, использовали аттестацию как своеобразный экзамен для себя и своего коллектива. На это первыми решились самые сильные школы Москвы – школа №1277, Центр образования №548 «Царицыно».Трудно перечислить все те полезные новшества, которые предлагала и реализовывала Гелия Батракова. Можно сказать так: она всей своей работой словно подготавливала приход в Москву команды Исаака Калины, оставившей своей главной задачей повышение качества образования.От первого лицаСергей Кузин, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования:- В этом году наша профсоюзная организация совместно с «УГ-Москва» впервые учредила премию Общественного признания «За честь и достоинство». Теперь каждый год в День учителя мы будем определять того, кто достоин и получит эту премию. В этом году в первый раз этой премии удостоен человек, который всю свою жизнь отдал московскому образованию. Всю жизнь этот человек работал на разных должностях в столичной системе образования. Это заслуженный учитель РФ, замечательный человек – Гелия Михайловна Батракова.Информация к сведениюПрофсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации Московская городская организация Президиум Комитета профсоюзаПостановление №44 27 сентября 2012 года г. Москва Об учреждении премии общественного признания МГО профсоюза «За честь и достоинство»Признавая заслуги в развитии столичного образования и большую общественную деятельность, направленную на защиту социально-экономических прав и профессиональных интересов работников образования, способствующую повышению престижа педагогического труда и роли профсоюза, президиум комитета Московской городской организации профсоюза постановляет:1. Учредить премию общественного признания «За честь и достоинство» для педагогических работников города Москвы.2. Установить, что премия общественного признания МГО профсоюза «За честь и достоинство» присуждается ежегодно в канун Дня учителя. …6. Территориальным профсоюзным организациям:6.1. в срок до 1 ноября внести в организационный отдел МГК профсоюза предложения по критериям отбора соискателей на получение премии «За честь и достоинство»;6.2. в срок до 1 сентября ежегодно направлять представления на соискателей премии «За честь и достоинство» в МГК профсоюза.Председатель МГО профсоюза С.КузинТезисы от Гелии БатраковойНезадолго до ухода на заслуженный отдых Гелия Михайловна в беседе с журналистами высказала несколько своих принципиальных позиций по поводу управления в системе образования. Мы решили их напомнить – уж очень современны.    Ни одна из школ не выживет, если она станет замкнутой системой. Школа должна сравнивать себя с окружающими учреждениями образования, видеть, как она выглядит на общем фоне в системе общих требований, оценивать себя на фоне общего развития системы образования, иметь какие-то ориентиры, причем не только те, что она сама для себя определяет, но и которые определяет национальная система образования.     За школой не нужен мелочный контроль! Если же мелочный контроль нужен, с таким руководителем учебное заведение существовать не может. В этом случае руководителя следует не просто менять, а менять немедленно!     Мое глубочайшее убеждение: главная фигура в школе – директор. Директор – человек, который должен видеть перспективу развития, быть хорошо подготовленным и педагогически, и дидактически, и психологически, и юридически, и финансово, то есть абсолютно по всем направлениям. А единство требований и создает школу как единый организм.     Директор должен знать, какого выпускника он хочет получить, на что работает, на какой результат. Директорская убежденность должна стать убежденностью всего коллектива. А как он это сделает – это и есть мастерство управленческое, педагогическое… К сожалению, не каждая школа имеет такого директора.  На мой взгляд, беда в том, что почему-то считается правильным назначать директорами школ людей уже в достаточно солидном возрасте. Я же думаю, что директоров нужно назначать до 40 лет, а если точнее – до 35. В этом возрасте человек лучше чувствует время, лучше воспринимает что-то новое, у него уже очень хороший опыт за плечами, и еще очень многое хорошее хочется сделать.     Хорошие амбиции должны быть у директора школы обязательно. Не личностные амбиции, а те, что движут жизнью всего коллектива. Директор должен гордиться своей школой и быть уверенным, что его школа самая лучшая, какая бы она ни была!     Директор должен быть подъемным на интересное, новое, его должны глубоко радовать всевозможные и разные по калибру достижения своих учителей и учеников. Без этой радости за успехи своей школы хорошего директора не бывает.    Сегодня меня в этой широкой проблеме особенно волнует одна тема. Была у нас в прежние времена такая хорошая (а может быть, и не очень) должность. Называлась она методист. Сегодня, на мой взгляд, методисты перестают быть другом, наставником, советчиком учителя. Человеком, к которому можно прийти посоветоваться, пригласить его к себе на урок, проконсультироваться… По крайней мере, так было многие годы. Нынче же методисты хотят учить учителя, замечу, кстати, что самих методистов к выполнению их профессиональной деятельности никто нигде в стране не готовит. Методисты были у нас методистами тогда, когда у нас были единые программы, достаточно единообразные школы. Было понятно, что методисту делать, была конкретная функция. Сейчас же, когда каждая школа имеет право пользоваться своими программами, разнообразными учебниками, уровень методического мастерства истинного методиста должен быть очень высоким. Методист в наши дни не только должен очень много знать, он должен быть очень широко образован, широко подготовлен, внимательно следить за тем, что происходит в нашем мире педагогической практики и в педагогической науке. А таких методистов, увы, очень мало. Остальные сегодня ищут свою нишу и находят ее… в зоне контроля и учета. И мне искренне жаль, что методист-советчик исчезает как класс, что ситуация меняется таким образом. Но может быть, это и не самое страшное, что происходит в современном образовании. Такая ситуация заставляет учителя подниматься самостоятельно, заставляет быть методистом самому себе. И в хорошем смысле – самому себе и контролером.     Я уверена, что внутришкольный контроль должен быть грамотно организован. Директор школы и заместитель по учебной работе должны хорошо представлять себе уровень своего педагогического коллектива. Знание коллектива очень важно для правильной расстановки кадров. Директор должен четко представлять, каким образом расставить кадры так, чтобы достичь поставленных перед педагогическим коллективом целей. Я, например, работая директором школы, знала, что в коллективе есть блистательная учительница русского языка, которая, работая с упоением, превосходнейшим образом выучивала детей русскому языку. Но я также знала, что в старших классах уроки литературы у нее будут получаться хуже, хотя и литературу она прекрасно знала и любила. Всегда непросто было перевести учителя из старших классов в среднее звено. И замечательно, когда человек сам понимает ситуацию и соглашается с таким предложением директора. Думается, главный аргумент в подобных ситуациях может быть следующим: как же это важно, когда человек на своем месте чувствует себя мастером, маэстро, профессионалом-виртуозом.    Внутриуправленческие проблемы – показатель того, каков директор школы. Я думаю, что правильно распределенные функции очень во многом способствуют развитию учреждения образования. Если взять знаменитые наши московские школы, я должна сказать, что каждый директор там – организатор и… флаг школы. Такие директора не занимаются мелочовкой, они занимаются идеологией школы, прорабатывают перспективу ее развития, определяют этапы развития, средства развития, правильно расставляют кадры, успевают спросить за сделанное (а порой и за недоделанное что-то).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте