search
main
Топ 10
Алису Теплякову не зачислили на бюджет в университет «Синергия» Штраф в 40 тысяч рублей заплатит завуч екатеринбургского лицея из-за скандального танца выпускников Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки Польза и вред кабачков: стоит ли включать этот овощ в свой рацион В новый год – по-новому: с 1 сентября жизнь школы уже не будет прежней В новом учебном году комплекты тем для итогового сочинения будут формироваться иначе Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» Год на год не похож: грядущие изменения в школах глазами молодого учителя В Волгограде школьница по неосторожности подожгла школу Не все то золото, что блестит: как выпускники не досчитались медалей В Минпросвещения России утвердили состав Совета учителей-блогеров Медовый Спас: что нужно знать о меде и как выбрать настоящий Врачи перечислили причины летального исхода среди вакцинированных от ковида В Омской области выявили рост заболеваемости энтеровирусом среди детей На какие стипендии могут претендовать российские студенты в 2022 году Отец самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой сообщил о будущем пополнении в семье Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей Ученые из Австралии раскрыли тайну образования континентов Языки коренных малочисленных народов России пройдут через экспертизу Региональные вузы притягивают абитуриентов

Свет «Жёлтого окошка». Искусство общения со зрителем: технология или творчество?

Открылся третий сезон работы Московского городского клуба «Дети – театр – образование», созданного по инициативе «Учительской газеты» и кафедры культурологии Московского института открытого образования. Впервые встреча проходила на площадке Дома Учителя на Пушечной улице в камерном театральном зале на первом этаже. Она состоялась по инициативе актива клуба, который в конце прошлого сезона выразил желание пообщаться с лидерами детского театра из разных городов России. Организаторы клуба решили, что лучшим началом новой программы станет встреча с художественным руководителем театра «Жёлтое окошко» города Мариинска Кемеровской области Петром Зубаревым. Театр не раз становился участником и лауреатом самых престижных фестивалей детских театров: «Арлекин» (Санкт-Петербург), «Гаврош» и «Большая Перемена» (Москва), даже «Золотая маска».

, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования

Там вдалеке горит окошко

И освещает в темноте

Всем потерявшимся дорожку

К сочувствию и доброте.

Светлана Фетисова,

учитель литературы НОУ «Золотое сечение»

Встреча состояла из двух отделений: моноспектакля «Иваново сердце» и мастер-класса, посвящённого искусству общения со зрителем. Театральный зал Дома учителя едва вместил 160 участников (57 взрослых и 103 ребенка – учеников начальной школы). О своих впечатлениях рассказывают московские педагоги – участники встречи.

«Очень понравился моноспектакль «Иваново сердце» театра «Желтое окошко». Я была поражена количеством созданных и сыгранных Петром Зубаревым образов. Многомерность их складывалась из простых предметов: вешалок, шаров, отрезов ткани… Содержательная сторона спектакля окунула меня одновременно и в сказку и в современность. Поднятые проблемы актуализированы универсальным языком театра, понятным и юному, и зрелому зрителю. Очень хотелось бы, чтобы эта сказка не заканчивалась».

Юлия Кузнецова,

заместитель директора по воспитательной работе средней школы №1308

«Спектакль для всех возрастов, на все времена и обо всем на свете! Думаете, такого не бывает? А вот бывает! Это спектакль Петра Зубарева \”Иваново сердце\”.

Мои маленькие зрители, а также их родители выходили со спектакля с удивительными светлыми лицами. Кто-то (да что греха таить – я сама) украдкой вытирал слезы, а малыши были так искренне счастливы – казалось, они сейчас лопнут от переполняющей их радости. Родители сказали: \”Вот так должен начинаться каждый день! И тогда на свете будет много добра!\”

И все это сотворил один удивительный человек – Петр Зубарев.

Мне повезло. Наше общение продолжилось после спектакля. Есть действительно много методик, техник, в которых описаны механизмы воздействия на аудиторию (зрителя). Да-да, «воздействия». Это всегда попахивает манипуляцией и чем-то не очень честным. Петр говорит о \”ВЗАИМОдействии\”. Он учит ДОГОВАРИВАТЬСЯ со зрителем, что это всего лишь ИГРА, и мы все в это верим. И только тогда все, что происходит в театре, имеет смысл. Нужно каждый раз действительно дарить зрителю свое сердце…»

Бахтина Марина,

руководитель театра \”ПЛАСТИЛИН\” средней школы № 1308

Елена Овечкина: Как удачно начинается сезон. Всё необыкновенно совпало: Пушечная (ёлки в ЦДРИ в детстве), чудесный особняк, в котором давно хотела побывать, зрители, заинтересованные, не равнодушные, живо реагирующие, ну и, конечно, сам спектакль – «театральная живая сказка». Есть что посмотреть, над чем подумать, чему поучиться. Мастер класс – ещё частичка сердца, веры, убеждённости в нашем деле.

Важные вопросы: для кого спектакль, каких детей и как вводить в мир театра? Для взрослых спектакль или для детей? Моё мнение: хорошая сказка и хороший детский спектакль имеет нижнюю возрастную границу (с каких лет интересно и полезно), и не имеет верхней возрастной границы (каждый возраст находит в нём своё).

Первая мамочка: Вы не представляете, я на спектакле ревела, а сын говорил,  всё хорошо, это же добрый театр и добрая сказка.

Двойняшки 3-й класс. Брат: Мне понравилось, как он кино показывал. Я потренировался и тоже могу.

Сестра: А как здорово из человека и шариков змей Горыныч получается. А мы тоже так на сцене можем.

Вторая мамочка: А мне рассказывать стыдно. Пришёл домой и заявляет: «ничего особенного, дядька по сцене скакал и сказку показывал». Надо нам с отцом самим его в театр водить…

Центр образования №1425

«Иваново сердце», сочинённое и разыгранное Петром Зубаревым – поразительное виртуозное сочетание двух историй: очень серьёзной и взрослой истории про душу человеческую, про всё самое важное в жизни, и искромётной истории про то, что есть театр. Грациозная игра воображения, мгновенность превращений и перевоплощений, абсолютно органичное вовлечение зрителя в ткань спектакля. Причём, зрителя ребёнка и зрителя взрослого в равной степени. Лёгкая дурашливость игры почти в детские кубики и проникновеннейший посыл к сердцу и к разуму! И точность придуманности невероятная. Автор, режиссёр, актёр Пётр Зубарев нашёл приём создания в моноспектакле целой палитры образов, приём превращения сценической площадки в игровое пространство, перетекающее в зрительный зал. Характерно для этой творческой работы ещё и острое чувство меры театральной условности, которому автор ни разу не изменил на протяжении всего спектакля. Может быть, именно благодаря этому всё представление абсолютно целостно и гармонично. И главное смотришь и думаешь – ведь просто же всё, ведь вот оно, казалось бы, лежит на поверхности… и удивляешься каждому следующему шагу.

По дороге домой я успела спросить своих малышей, зачем было нужно столько  надувных шариков на сцене, какие превращения шариков они запомнили? А они наперебой ответили, что они же во всех героев превращались, ну, т.е. в их головы, а потом ещё в хвост стрр-р-рашного чудовища и в весёлый поезд. Оказалось, что запомнили все и рассказывали об этом с восторгом. Уже на следующей неделе поиграли на занятии в превращение предмета по цепочке. Превращали шарик. Участвовала вся группа, в том числе те, кто был на спектакле. И каково же было моё удивление, когда превращали шарик и в арбуз, и в линзу прожектора, и в солнце, и в разные фрукты, но ни один из ребят не превратил его в то, что видел на спектакле. Ну, думаю, – всё забыли. Тогда попросила их (тех, кто смотрел спектакль) вспомнить, во что же превращались шарики там? Вспомнили абсолютно всё. А-а-а, поняла я, они же просто превращали в то, что можно передать из рук в руки, а головы страшно же передавать, да и хвост дракона как-то не очень… После бурных воспоминаний о шариках и вешалках я спросила, о чём же был спектакль, не о шариках же? И тут последовал такой диалог:

– Об Иване-дураке!

– Об Ивановом сердце!

– О том, как Иван ходил ум искать.

– Чтоб его все уважали!

Это дети, первачки.

Я: Иван ходил ум искать, а при чём же здесь сердце?

– А потому что в конце все обменивались теплом сердец.

– Да! Потому что спектакль – это когда со сцены стараешься со всем сердцем и добром к зрителям!

Я: Ну а ум Иван нашёл?

– (огорчённо) Нет!

Я: И уважать его не стали?

– (озадаченно) Стали. Стали по имени-отчеству называть!

– И кланяться!

Я: А раньше не кланялись?

– Нет. Дразнили.

Я: Как же так? Ум не нашёл, а уважать стали?

– А они поняли, что у него ум в сердце!

Мне кажется, что театр «Жёлтое окошко» предлагает детям и взрослым несколько очень важных возможностей: не только получить колоссальное эстетическое удовольствие, почувствовать, что где-то в тебе ещё теплится огонёк детского азарта и удивления, но и возможность очень серьёзно сквозь детскую игру подумать про жизнь… Помимо всего этого здесь можно поучиться, играя, говорить с детьми о серьёзном и важном, увидеть настоящий органичный, а не надуманный и притянутый за уши интерактивный процесс, поучиться игре воображения и вспомнить о том, что это самое воображение есть основа любого творчества, а значит, развитие оного есть процесс воспитания творческой личности. Но это всё – прикладные, практические вещи, а ведь есть ещё процесс духовного обогащения, процесс очищения души при общении с подлинно талантливым и светлым человеком».

Надежда Яковлева,

руководитель театральной студии «Блик» Центра образования №556

«Когда я увидела на сцене единственного актёра, мной овладело чувство разочарования (печальный опыт встречи с «театром одного актера» уже был) и снисхождения (детский спектакль), которые исчезли без следа уже к середине представления… Актёрское мастерство Петра Зубарева, темы, затронутые им в спектакле «Иваново сердце», полностью захватили моё внимание, вызывая непроизвольный глубокий эмоциональный отклик, сочувствие персонажам, потребность соучастия в этой истории. Из наблюдателя я превратилась в участника, заинтересованного в конечном результате и, определённо, значимого участника!  Интерактивные приемы, используемые Петром, были образцом того, как можно поддерживать внимание большой аудитории длительное время, что так необходимо каждому педагогу.

Мастер-класс, проведенный после спектакля, – пример того, как простыми упражнениями можно раскрывать и активизировать творческие способности, дремлющие в каждом человеке. В ходе беседы Пётр Зубарев поделился своим опытом актёра и педагога, ценным для всех, кто работает с детьми. Лично для себя я вынесла из этой встречи то, что не стоит скрывать от детей проблемы, существующие в нашем обществе, в окружении, важно преподнести их на понятном детям языке, как это делает Пётр Зубарев. Мне абсолютно нечего пожелать ему, кроме удачи, так как всё остальное у него уже есть! Пожелать же хочется себе, нашим детям и нам всем – почаще встречаться с такими людьми, чьё сердце светит даже в непогоду, чтобы находясь в их лучах, и самим бы захотелось сиять.

Татьяна Литвинова,

педагог детского сада №1701 и школы №931

Александра Никитина

Фото с сайта театра «Жёлтое окошко» http://www.yellowindow.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте