search
main
0

Свечу не скрыть под сосудом

Личность педагога - главная тема форума по вопросам дополнительного образования

Традиционный форум по вопросам дополнительного образования детей, который проходит одновременно с финалом Всероссийского профессионального конкурса «Арктур», в этом году был посвящен «учителю учителей» Константину Ушинскому. И не только потому, что 200‑летие основоположника научной педагогики отмечает вся страна. Константин Дмитриевич в своих сочинениях, всей своей деятельностью отвечал на запросы преподавателей, его советами и сегодня пользуются учителя, воспитатели, педагоги всех сфер системы образования.

Участники конкурса Арктур и форума у памятника Ушинскому во дворе РГПУ имени Герцена

 

«Человек как предмет воспитания» – это название фундаментального труда Ушинского стало темой форума. А предметом рассмотрения спикеров оказались, помимо научных и общепедагогических вопросов, конечно же, проблемы, решения которых так ждут главные герои конкурса и форума – педагоги дополнительного образования детей.

Подводя кратко и вместе с тем объемно итоги форума, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского Ангелина Золотарева сказала: «Я благодарна Общероссийскому Профсоюзу образования, потому что это их инициатива – проведение конкурса «Арктур» и форума. Это еще одна возможность научно осмыслить педагогику дополнительного образования детей. В этот раз мы это делали через призму идей Ушинского, говорили о теории и практике, о личности педагога».

Ангелина ЗОЛОТАРЕВА

 

А я хочу предложить нашим читателям-педагогам (благо, сейчас каникулы) посмотреть на этот текст о форуме как на приглашение к собственным размышлениям на темы, поднятые докладчиками. В помощь вам – бесценные подробности, о которых легко узнать. Ведь событие транслировалось в сети, и вот его запись: https://vk.com/video-46508610_456239681.

 

Ушинский, который умеет удивлять

Работа форума началась необычно. В назначенный час участники собрались во дворе Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена возле памятника Константину Ушинскому, который был установлен здесь в 1961 году и с тех пор стал таким же символом университета, как пеликан на фронтоне одного из зданий РГПУ.

Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова говорила, обращаясь к собравшимся, об Ушинском, который прожил так мало и сделал так много и для науки, и для практики педагогики, о всероссийской профсоюзной акции «Читаем Ушинского», в который приняли участие 37 тысяч педагогов, школьников, студентов педагогических вузов и колледжей, даже родителей, о том, какое внимание профсоюз уделяет профессиональному росту педагогических кадров.

«Наша задача – развивать традиции, заложенные Константином Дмитриевичем. А самое главное – мы стараемся способствовать профессиональному развитию педагогов, создаем условия для него. Хочется, чтобы жизнь педагогических работников была содержательной, наполненной, яркой, чтобы они оставались в профессии».

Татьяна КУПРИЯНОВА

 

Об актуальности идей Константина Дмитриевича сказала и директор фундаментальной библиотеки им. Императрицы Марии Федоровны Натела Квелидзе-Кузнецова: «Ушинский писал, что состояние детства человек может глубже изучить, только живо припоминая свои первые детские представления. Обращаясь к работам Константина Ушинского сегодня, мы можем с большой долей уверенности сказать, что эти строки могли быть написаны и в XXI веке, адресованы нынешним педагогам и наставникам».

И в тот момент, когда к памятнику Ушинскому подносили корзину цветов, холодный ветер вдруг стих, выглянуло солнце и всем показалось, что серьезное лицо Константина Дмитриевича прояснилось, он улыбнулся…

Позже первый выступающий на форуме, зав. кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Александр Шевелев отметил, кстати, что Ушинский был серьезным ученым, но вовсе не суровым человеком, умел шутить. Впрочем, читателям его произведений это известно… Александр Николаевич убежден: «Бесполезно цитировать Ушинского, если не знать биографический, исторический и историко-образовательный контекст жизнедеятельности Константина Дмитриевича».

Например, стаж собственно педагогической деятельности Ушинского-практика – 12 лет. Казалось бы, немного, если сравнивать с педагогами, который проработали в школе 40-50 лет. «Но нельзя подходить с меркой количественных показателей, – уверен спикер. – Речь не о том, сколько лет он проработал, а что сделал в этот короткий срок. Мы видим особую миссию, которая для Ушинского очень важна. Он был новатором, который проводил реформирование учебного заведения в качестве инспектора классов и которого потом недовольные коллеги выгоняли. Неблагодарная стезя».

Чем еще удивляет Константин Ушинский? Он оставил модель подготовки педагога, которая очень пригодится сегодня. Он говорил о том, что в педагогических классах сначала надо давать теорию, а затем отправлять будущих педагогов на практику – вот тема для размышлений! Был сторонником идеи, что учитель в школе должен преподавать несколько предметов. И еще, Константин Дмитриевич считал, что самое главное в педагогике делает так называемое среднее звено, а не учителя-звезды…

Один из создателей музея главного юбиляра нынешнего года в Ярославском государственном педагогическом университете, доцент кафедры теории и истории педагогики Сергей Паладьев процитировал продолжателя дела Константина Ушинского Льва Модзалевского: «Ушинский – наш народный педагог, как Ломоносов народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор». «Каждый человек открывает в себе Ушинского», – убежден Сергей Леонидович. Его выступление было посвящено феномену педагогического наследия Константина Дмитриевича, в том числе личному опыту постижения идей великого педагога. Важная информация: в октябре начнет работу портал «Ушинский. Наследие» с массой полезных, в том числе биографических материалов, его сейчас готовит Ярославский педагогический университет.

 

Стань профи и… хорошим человеком!

Большая часть выступлений на форуме была посвящена анализу современной образовательной практики как в масштабе всей России, так и в пределах регионов. Наверняка, эти доклады очень бы заинтересовали Ушинского… Представляя спикеров, ведущий форума, заместитель руководителя департамента общего и дополнительного образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Евгений Романенков не просто называл имя, фамилию и тему доклада, но давал полноценный анонс и рассказывал об экспертах, со многими из которых профсоюз плодотворно сотрудничает.

Евгений РОМАНЕНКОВ

 

Старший методист Школы педагогического мастерства Всероссийского детского центра «Смена», член Совета по вопросам дополнительного образования детей при ЦС профсоюза Вероника Ивличева поведала о богатом опыте реализации профильных образовательных программ. В «Смене» в том числе активно занимаются воспитанием будущих педагогов. «Моя особая любовь, – призналась Вероника Алексеевна, – профориентационный проект «Педагогический навигатор», который мы реализуем совместно с Общероссийским Профсоюзом образования уже семь лет. Девиз этой смены: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Один ребенок приезжал на «Педагогический навигатор» участником, а в прошлом году выяснилось, что этот воспитанник вырос и работает у нас вожатым, причем с детьми этой совместной программы!»

А вот на сцену выходит Наталия Голева, директор регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» Воронежской области. «Образовательная деятельность в «Орионе» выстроена так, что мы можем обучить жестким навыкам, нужным будущим химикам, математикам, астрономам. Но при этом мы понимаем, что ребенок должен не только знать свой предмет, но и развивать личностные качества». «Орион» проводит круглогодичные и летние профильные смены, среди них – психолого-педагогические. На них с детьми работают в том числе участники школы молодого педагога «Шмель», которую проводит Воронежская областная организация Общероссийского Профсоюза образования. «Когда наши дети видят молодых педагогов, они понимают, что педагог может быть успешен, интересен. Что молодым нравится быть педагогами. Двигатель и муза этой деятельности – педагог Наталья Тихонова. Такие люди, как она, мотивируют не только своими знаниями, но и любовью к профессии». Наталья Сергеевна здесь же, в зале, ведь она еще и член жюри конкурса «Арктур».

Региональный опыт использования кинопедагогики как метода воспитания представил Алексей Кисляков, зав. кафедрой воспитания и дополнительного образования, старший научный сотрудник Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Точнее, опыт уже межрегиональный, ведь фестиваль образовательного кино «Взрослеем вместе», о котором говорил спикер, проходит в нескольких субъектах. В течение месяца демонстрируются фильмы, посвященные юности, семье, миру, профессии. Затем идет обсуждение. Это особая форма коммуникации и рефлексии о взрослении человека в меняющемся мире. «У педагога есть шанс с помощью кино влиять на мировоззрение детей, – считает Алексей Вячеславович. – В кинопедагогике основной акцент делается на обучение осмысленному кинопросмотру, анализу увиденного, определению ценностного содержания, выделению актуального для зрителя материала. Удивлять детей сегодня – сложная задача, доказывать, что над истинными ценностями время не властно, – еще сложнее». Полезные ссылки по теме: https://xn--80aaiacfuflh0amej.xn--p1ai, https://kinouroki.org, https://zeroplus.tv, https://detfilm.ru.

 

Педагог – проводник к идеалу

Форум, который проводит совместно с партнерами Общероссийский Профсоюз образования, – еще и серьезная научная конференция. Доклады помогают осмыслить основные тенденции на высоком надпредметном уровне.

Так, Олег Эрлих, доцент кафедры педагогики и андрогогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с цифрами, результатами всероссийских и петербургских исследований, рассказал, из каких семей приходят воспитанники к педагогу сегодня, как адаптироваться к изменениям, которые произошли с семьей и ребенком за последние десятилетия. В списке трудностей – плохое здоровье ребенка, инфантилизм, избалованность, лень, зависимость от гаджетов… Родители зачастую не знают, как общаться со своими детьми, да и не хотят. Очень серьезный риск связан с опасностью детского суицида, к которому может подтолкнуть одно неправильное слово… Что делать педагогу? Быть осторожнее, не забывать о социальном проектировании. И главное – понимать, что у современного ребенка «колоссальная потребность в ощущении своей уникальности. Это ваш час. Именно вы можете помочь ребенку ощутить свою уникальность, обрести смысл существования. И, пожалуйста, радуйтесь жизни. Если вы не будете радоваться жизни, ребенку не на кого будет опереться».

Сергей КОСАРЕЦКИЙ

 

О профессиональной позиции педагога дополнительного образования, о педагоге-воспитателе и педагоге-проводнике, об объединяющих ценностях и целях говорил директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий. Его выступление особенно рекомендую смотреть полностью, останавливать запись и размышлять… Вот Сергей Геннадьевич цитирует статью Ушинского «О пользе педагогической литературы»: «К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино и ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ?». И размышляет вслед за Константином Дмитриевичем: «Педагог-воспитатель – это педагог, который имеет представление об идеале, удерживает его как цель своей воспитательной деятельности и самодеятельности ребенка. Он видит, как идеальное воплощается в личности ребенка, какой образ в себе несет ребенок. Педагог становится проводником ребенка в мир идеального».

Ключевое средство воспитания для педагога – он сам. Эту мысль Сергей Геннадьевич подтверждает опять-таки цитатой Ушинского: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Сергей Косарецкий: «Что это значит? Что педагог должен работать и с собой как средством воспитания. Совершенствоваться, стремиться к идеалу. И представить свою личность, образ детям, своим воспитанникам. Он та самая свеча, которую не скрыть под сосудом, но которая должна быть открыта и светить всем в доме, как говорится в Евангелии от Матфея».

Сергей Геннадьевич представил три ипостаси педагога дополнительного образования, связанных с воспитательной деятельностью: «Первая позиция – работа над собой, вторая – включенность в профессиональное педагогическое сообщество, третья – возможность общаться с представителями искусства, спорта, учеными, посещать музеи, выставки, концерты, в общем, видеть образцы идеального».

Оксана РОДИОНОВА. Фото Петра ЛЕТУ

 

P.S.  Итак, уважаемые читатели! Если форум по вопросам дополнительного образования детей вдохновил вас на размышления о собственной деятельности в этой системе, о методиках, формах работы, роли педагога – пишите нам: prof.reporter2019@gmail.com. Самые интересные тексты будут опубликованы в газете.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте