Технологический колледж №34 регулярно проводит конкурсы предпринимательских проектов, многие из которых после внутренней экспертизы и внутреннего конкурса предпринимательских инициатив студентов колледжа (ПИСК) в дальнейшем принимают участие в городских конкурсах, получают возможность реализации. Одним из таких проектов стал проект туристической фирмы «Студенческое туристическое бюро (СТБ)». Необходимость внедрения этого проекта была обусловлена наличием в федеральном государственном образовательном стандарте III поколения лаборатории учебной (тренинговой) фирмы по предоставлению туристических услуг (турфирма).
В современных условиях профессионального обучения особую значимость имеет практическая направленность подготовки будущих специалистов. На рынке труда, с одной стороны, повышенные требования к общеобразовательному и общекультурному уровню специалиста, а с другой стороны – высокий уровень специальной подготовки с особой остротой ставят проблему практической подготовки специалистов.В СТБ осуществляется инновационная форма работы со студентами специальности «туризм» посредством создания условий, приближенных к практике и способствующих созданию предпосылок к более полному формированию профессиональных навыков и умений, скорейшей адаптации к профессиональной деятельности в сфере туризма. Зачем нужно СТБ? Чтобы формировать инновационную образовательную и производственную среды, способствующие повышению качества профессиональной подготовки и обеспечивающие эффективное взаимодействие колледжа с организациями сферы туризма в России и за рубежом; повышать привлекательность и статус колледжа для студентов и абитуриентов; создавать основы мастерства и профессиональные компетенции студентов для дальнейшей работы в сфере туризма с учетом требований современного рынка труда.На базе структурного подразделения-2 технологического колледжа №34, а также на Международных туристских выставках, проходивших в 2010 году в Москве, мы провели маркетинговые исследования среди студентов для выявления потребностей в создании, развитии СТБ и направлениях его деятельности; среди преподавателей для определения необходимости создания СТБ и включения их в его работу для реализации инновационного подхода к ведению образовательных дисциплин; среди различных организаций сферы туризма для выявления качеств, необходимых потенциальному сотруднику – выпускнику колледжа, а также роли СТБ в формировании этих качеств и профессиональных компетенций.По результатам проведенных исследований были определены основные направления деятельности СТБ:- реализация инновационной формы обучения студентов;- организация студенческой практики, стажировок и трудоустройства;- благотворительная деятельность;- учебно-тренинговая деятельность.Профессионализм менеджера в туризме оценивается двумя составляющими: способностью руководить, организовать свою работу и компетентностью в области предлагаемых услугах. В существующей системе профессиональной подготовки на достаточно высоком уровне осуществляется формирование теоретических знаний. Ведущие специалисты туристского бизнеса отмечают высокий уровень теоретической подготовки выпускников коллежа, но в то же время и недостаточный уровень практического опыта работы в условиях реальной туристской структуры, что увеличивает время адаптации специалиста к практической деятельности и отрицательно влияет на уровень профессионализма молодого специалиста. Из этого следует, что студентам необходимо создавать условия для приобретения практических навыков и умений в туристском бизнесе в период обучения в колледже. Эффективное решение этой проблемы возможно на базе СТБ, где ключевыми элементами работы стали менеджмент, делопроизводство, работа с клиентами и с кадрами, маркетинг, реклама, сбыт, анализ деятельности СТБ, благотворительные проекты, обеспечивающие развитие у студентов организационных способностей, гибкости мышления, инициативности, творческой активности, формирование познавательного интереса к инновациям, развитие коммуникабельности, вежливости, корректности, лидерства.Результат проектной деятельности по созданию СТБ выражается в социальной значимости проекта для обучающихся и преподавателей колледжа, а также в реализации благотворительной деятельности участников проекта. Это разработка и проведение экскурсионных программ для школьников, проведение досуговых и образовательных мероприятий (в рамках специальности 1 «туризм») для детей детских домов, домов-интернатов, восполнение дефицита внимания у школьников и социально незащищенных детей, разработка и проведение экскурсионных программ для пожилых людей, ветеранов.В 2010 году наш проект занял II место на городском конкурсе ЮАО «Свое дело» при МИЭМП, где его представляли разработчики – студентки колледжа, а в 2011 году менеджеры проекта – студентки заняли II место на городском конкурсе социальных проектов программы «Арт Профи Форум» (номинация «PRO-движение»).
Комментарии