«Спешите делать добро!» – эта социальная акция студентов педагогического колледжа №10 широко известна в Юго-Восточном округе.
Дети специализированных учебных заведений порой лишены общения со своими сверстниками и не всегда могут выехать на какое-нибудь театральное представление. Поэтому в нашем колледже и возникло такое волонтерское «движение», и оно исходит не только от руководителя коллектива, но и от самих студентов. Вот и сегодня они уже спрашивают, когда мы снова пойдем к детям с новой сказкой и подарками для них.Наш театральный коллектив уже более десяти лет выезжает к детям-сиротам, детям-инвалидам, к детям с ограниченными возможностями здоровья. Акция проходила в психоневрологическом санатории №65, в доме ребенка №3, в школе-интернате, где учатся дети с таким заболеванием, как детский церебральный паралич, в детских садах и школах, где есть особые дети. Давно было замечено, что дети, растущие в детских домах, как правило, отстают в психическом развитии от своих сверстников, живущих в семье. Особенные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, часто испытывают трудности в общении с окружающими, уходят в себя, но когда к таким детям приезжают студенты с инсценировкой сказки, многие чувствуют себя уже более комфортно. Главная наша задача – сделать встречу ребенка со сказкой и ее героями радостным событием, и нам это удается. Наш спектакль всегда заканчивается общим веселым танцем сказочных героев с детьми, дети не только танцуют, но и общаются с артистами.Не только дети радуются, но и наши студенты испытывают радость, что они принесли какую-то пусть пока небольшую, но пользу. Перед поездкой к детям в колледже студенты собирают игрушки, делают своими руками дидактические игры, поделки, покупают на свои деньги игрушки и конфеты. На студенческом стенде вывешивается объявление, что проходит акция «Спешим делать добро!».Окружающие взрослые – не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Отечественный психолог М.Лисина рассматривала общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предмет которой другой человек. Подобно всякой другой деятельности общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Первую потребность ребенка в общении удовлетворяет взрослый. Он задает ему эталон поведения и общественную норму, а ребенок повторяет их и ведет себя так же с другими взрослыми и сверстниками. Выступающие с театральными постановками перед детьми студенты – будущие педагоги усваивают способы общественного опыта. В ходе выступлений студенты развивают у детей совместные действия по подражанию, образцу и речевой инструкции. Для этого мы используем совместные действия, сопровождаемые речевой инструкцией. Например, студентка, исполняющая роль ведущей, надевает на руку куклу бибабо – петушка, высоко поднимает руку, показывает его, при этом читает песенку про петушка, затем предлагает детям повторить ее вместе с ней. Ведущий предлагает попрыгать всем, как зайчики, или пройти, как мишки, или хлопать в ладоши. Ведущий демонстрирует хлопки и приговаривает: «Вот как хорошо мы хлопаем в ладоши!» Благодаря таким выходам со спектаклями мы формируем у детей навыки социального поведения, в сказках-инсценировках демонстрируем и знаки вежливости, правильного поведения героев, воспитываем и усидчивость.Сегодня в педагогические учебные заведения приходят учащиеся с различным запасом знаний, но не всегда с высокой, сформированной культурой и с необходимыми педагогическими задатками. Кроме того, многие студенты имеют плохое здоровье, что значительно мешает достаточно полно участвовать в учебном процессе. Обучение в педагогическом колледже способствует социальному и профессиональному становлению личности, актуализации индивидуально-психологического потенциала студента, удовлетворению его потребности в приобретении общей культуры, социальном и профессиональном самоопределении. Чтобы реализовать нашу акцию «Спешите делать добро!», необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу.Механизмом достижения целей воспитательного процесса в нашем педагогическом колледже и реализации нашей акции стала разработанная программа «Воспитание будущего педагога на 2009- 2012 годы». Программа ориентирована на три направления воспитательной деятельности: внеаудиторная деятельность студентов, дополнительное образование, студенческое самоуправление. В воспитательном пространстве педагогического колледжа важное место занимает дополнительное образование, направленное на развитие интересов, способностей, реализацию потребностей в самоопределении обучающейся молодежи. Объединения дополнительного образования педагогического колледжа – это средство мировоззренческой ориентировки; они формируют дополнительные знания и умения в профессиональной сфере, направлены на освоение способов физического, духовного, нравственного, интеллектуального саморазвития будущего педагога. Педагогический колледж в условиях дополнительного образования дает студенту реальную возможность выбора своего индивидуального пути развития. Получение студентами такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создает условия для его достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по учебным дисциплинам. Объединения дополнительного образования увеличивают пространство, в котором студенты могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личные качества, демонстрировать свои скрытые способности. Многие студенты в театральном коллективе или спортивной секции оказываются в числе лидеров. Опыт работы показывает, что именно в этом виде деятельности удается снять стереотип однозначного восприятия студента как трудного или неуспевающего. Именно театр может быть первым воспитательным средством среди всех искусств, так как театр предполагает как участников театрального действия, так и зрителей, побуждая к эмоциональному сопереживанию, размышлению, эстетической оценке.Важная особенность объединений дополнительного образования – их эмоциональная окрашенность и направленность на проведение социальных акций. Новогодняя акция «Спешите делать добро!», во время которой студенты в образах Деда Мороза и Снегурочки посещают прикованных к постели детей-инвалидов, одиноких престарелых, способствует развитию эмоциональной сферы на основе переживаний, размышлений будущих педагогов, собственной включенности в волонтерскую деятельность. Это способствует ценностному наполнению жизни студента, выбору его жизненного идеала. Мы разработали занятия по внеаудиторной деятельности в форме научного студенческого общества (НСО) «Детское литературное творчество» и программу для объединения дополнительного образования эстетико-художественного характера «Театр юного зрителя и художественного слова». В объединении НСО происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов (в данном случае литературоведческих знаний), развитие познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.Студенты учатся писать разные по жанрам художественные произведения и даже сценарии будущих представлений в рамках социальных акций. Составленная по подлиннику инсценировка – это уже новое произведение, в котором сценарист проявляет свою творческую смекалку, выдумку. Иногда студенты сами сочиняют инсценировки в стихах, причем сюжетная линия не нарушается и остается неизменным стиль народной сказки. Это достигается неплохим запасом знаний по устному народному творчеству и умением применить их на практике, кроме того, необходимо проработать большое количество фольклорного материала. Ценно еще и то, что свои сценарии студенты используют не только на педагогической практике в классах КРО школ и группах компенсирующего вида детских садов, но и в проведении внеклассных мероприятий, в будущей работе театрального коллектива при инсценировании сказок для показа в домах ребенка, в детских домах и в специализированных детских учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.Благодаря социальным акциям «Спешите делать добро!» у наших студентов меняется отношение к миру, открывается смысл уникальности каждого человека, появляется чувство уверенности и собственной значимости в обществе.Эмилия СТУПАК, преподаватель детской литературы педагогического колледжа №10
Комментарии