Олег СМОЛИН, КПРФ: – В последнее время я с большим удовольствием слушаю то, что говорят наши руководители, особенно два президента – избранный и действующий – о человеческом капитале и инновационной экономике. Но с большой грустью наблюдаю то, что происходит в реальной образовательной политике. Если бы я был членом одной из партий власти, то заподозрил бы, что в правительстве против наших президентов совершается какой-то заговор, ибо слова и дела сильно различаются. Впрочем, справедливости ради начну с того, что в деятельности нашего министерства есть дела, которые мы приветствуем. Например, рост бюджетных расходов в 2006-2007 годы на уровне социальной инфляции и даже немного выше, закон о бесплатном образовании для контрактников, некоторые элементы нацпроекта «Образование», которые позволили нашим вузам попытаться определить собственные перспективы. К сожалению, это все.
Что касается негатива, то его намного больше. Я солидарен с Общественной палатой РФ в том, что у нас начиная с 2004 года происходит не реформа, а контрреформа образования, и сейчас выстраиваются фактически две системы образования: одна – хорошая – для представителей бизнеса и политической элиты, а другая – какая придется – для всех остальных.
Программа до 2020 года предполагает рост бюджетных расходов на образование примерно на 10-14% в год. На самом деле в трехлетнем бюджете заложен рост примерно в 20%. На полицейские структуры, для сравнения, рост предусмотрен в 45%. Что касается национального проекта «Образование», то его финансирование в 2009 году сократится вдвое. Плакал нацпроект!
Избранный Президент РФ Дмитрий Медведев говорил, что государство против сокращения бюджетных мест в вузах, что их нужно наращивать. За три года бюджетный набор сокращен на 25%, в следующем году предполагается сократить еще на 2%, а по некоторым специальностям – на 5-6%. Интересно, кто должен отвечать за слова президента?
Понятно, что бюджетное образование более качественное, чем небюджетное, но мы его сокращаем. У нас менее 40% бюджетных студентов, в то время как в Германии – более 90%, во Франции – более 80%. Если нам говорят, что уменьшается набор и одновременно улучшаются показатели, значит, это порочные показатели и нужны другие, такие, какими пользуется весь мир, а именно – количество студентов на 10 тысяч населения. Мы ведь находимся в демографической яме, из нее измерять количество выпускников и количество абитуриентов неправильно.
Опять же Дмитрий Медведев, выступая на заседании Правительства РФ, сказал, что нельзя делить студентов на «белых» и «черных». Но что получилось? Студентов разделили и сегодня продолжают насильственную «бакалавритизацию» страны. Получится одно, усеченное, образование – для блондинок и офис-менеджеров, другое образование, более или менее нормальное, – для узкого круга людей. Спрашивается, почему Правительство РФ относится к указаниям теперь уже избранного Президента России, как мусульмане к женщине: выслушивает и делает наоборот?
Президент РФ Владимир Путин говорил, что зарплата в образовании должна быть выше, чем средняя зарплата по стране. На самом деле предполагается, что в коммерческом секторе зарплата увеличится в среднем на 44%, а в образовании только на 27%. То есть произойдет относительное обнищание интеллигенции.
Мы предлагаем пересмотреть бюджет: в ближайшие три года удвоить в реальных деньгах финансирование образования, а зарплату наращивать со скоростью плюс 50% каждый год.
Мы думаем, что нужно отменить или отсрочить введение законов о ЕГЭ, о «бакалавритизации» всей страны, об автономных учреждениях. А пока разделить Министерство образования и науки РФ, воссоздать министерство просвещения, поставив во главе человека, который был бы не человеком власти в образовании, а человеком образования при власти.
Комментарии