Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуально

Строим замки, строим будущее

Игры с песком в период адаптации
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Все мы в детстве любили играть с песком: рисовали на песке, строили замки, закапывали клады. Мы и не думали о том, что таким образом выражали свои чувства, отношение к внешнему миру, искали выход из сложных ситуаций. Помимо творческого процесса и работы воображения игры с песком позволяют создать мост от внутреннего мира к внешнему, от духовного – к физическому.

 

Для детей младшего дошкольного возраста выражение своих мыслей словами является сложной задачей. И здесь на помощь приходят игры с песком. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Это несложные произвольные манипуляции с чистым и мелким песком. Играя с песком, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей. Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и постройками из песка.

Основной принцип игр на песке – это создание такой среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно.

Все дети, поступая в дошкольное учреждение, испытывают трудности адаптации, и чем младше ребенок, тем труднее он привыкает к новой обстановке. Малыши еще не могут выразить свои чувства и эмоции, многие дети еще не разговаривают. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин нет. Ребенок капризничает, нарушается сон, пропадает аппетит. Все это проходит через две-три недели, а порой затягивается на месяцы. Но каждый воспитатель стремится сократить сроки адаптации до минимума. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребенок чувствовал себя комфортно и защищенно.

Мы, воспитатели младшей группы школы, в своей работе используем игры с песком в качестве психопрофилактического средства. Главным для нас является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие. Игра в песок, особенно для малышей, является самым доступным и естественным способом самотерапии. В специальном лотке располагаются различные фигурки, небольшие предметы.
Ребенок, проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Мы через игру с ребенком в песочнице ненавязчиво сообщаем ему нормы и правила поведения в группе, осуществляем психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучаем его социально приемлемым способам нервной разрядки. В свою очередь для малыша песочница становится своеобразным театром одного актера.

Мы заметили, что через игру в песок у детей развивается умение правильно общаться, быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Роль воспитателя становится понятной и значимой. В песочнице происходит снижение психического напряжения ребенка, что ведет к сокращению сроков адаптации. Играя в песке с различными фигурками, ребенок с помощью взрослого проигрывает ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным. Воспитатель становится проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

При подготовке и проведении адаптационных игр-занятий мы придерживаемся следующих правил:

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом мы уделяем вновь прибывшему ребенку. Стараемся, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к детскому саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. Мы внимательно следим за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

3. В начале игры мы показываем способы действия, а затем ребенок самостоятельно повторяет их. Мы подстраиваемся под ребенка.

4. Для начала и окончания игр-занятий нами выработан особый ритуал приветствия и прощания (это звонок колокольчика).

На первых двух-трех занятиях мы не показываем детям весь набор игрушек, они должны освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Для проведения занятий с песком мы используем книгу Людмилы Борисовны Дерягиной «Лепим куличики, пускаем кораблики». Игры, которые представлены в книге, помогают нам развивать мелкую моторику детей, координацию движений, знакомят с различными понятиями; в книге также приводятся веселые стихи и сказки, которые мы используем на занятиях.

Вот несколько игр, в которые наши дети очень любят играть: рисовать на песке, искать игрушки в песке, выкладывать камешки по контуру геометрических фигур, «выпекать» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики), делать горки разной высоты, речки, ручейки, железную дорогу и многое другое.

Наблюдая за детьми, мы можем утверждать, что систематические игры с песком позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, стать более спокойным и уравновешенным.

Оксана ПОПЕНКОВА, Светлана МОРДВИНЦЕВА, воспитатели школы №1542


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt