Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Актуально

Строим замки, строим будущее

Игры с песком в период адаптации
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Все мы в детстве любили играть с песком: рисовали на песке, строили замки, закапывали клады. Мы и не думали о том, что таким образом выражали свои чувства, отношение к внешнему миру, искали выход из сложных ситуаций. Помимо творческого процесса и работы воображения игры с песком позволяют создать мост от внутреннего мира к внешнему, от духовного – к физическому.

 

Для детей младшего дошкольного возраста выражение своих мыслей словами является сложной задачей. И здесь на помощь приходят игры с песком. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Это несложные произвольные манипуляции с чистым и мелким песком. Играя с песком, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей. Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и постройками из песка.

Основной принцип игр на песке – это создание такой среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно.

Все дети, поступая в дошкольное учреждение, испытывают трудности адаптации, и чем младше ребенок, тем труднее он привыкает к новой обстановке. Малыши еще не могут выразить свои чувства и эмоции, многие дети еще не разговаривают. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин нет. Ребенок капризничает, нарушается сон, пропадает аппетит. Все это проходит через две-три недели, а порой затягивается на месяцы. Но каждый воспитатель стремится сократить сроки адаптации до минимума. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребенок чувствовал себя комфортно и защищенно.

Мы, воспитатели младшей группы школы, в своей работе используем игры с песком в качестве психопрофилактического средства. Главным для нас является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие. Игра в песок, особенно для малышей, является самым доступным и естественным способом самотерапии. В специальном лотке располагаются различные фигурки, небольшие предметы.
Ребенок, проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Мы через игру с ребенком в песочнице ненавязчиво сообщаем ему нормы и правила поведения в группе, осуществляем психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучаем его социально приемлемым способам нервной разрядки. В свою очередь для малыша песочница становится своеобразным театром одного актера.

Мы заметили, что через игру в песок у детей развивается умение правильно общаться, быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Роль воспитателя становится понятной и значимой. В песочнице происходит снижение психического напряжения ребенка, что ведет к сокращению сроков адаптации. Играя в песке с различными фигурками, ребенок с помощью взрослого проигрывает ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным. Воспитатель становится проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

При подготовке и проведении адаптационных игр-занятий мы придерживаемся следующих правил:

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом мы уделяем вновь прибывшему ребенку. Стараемся, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к детскому саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. Мы внимательно следим за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

3. В начале игры мы показываем способы действия, а затем ребенок самостоятельно повторяет их. Мы подстраиваемся под ребенка.

4. Для начала и окончания игр-занятий нами выработан особый ритуал приветствия и прощания (это звонок колокольчика).

На первых двух-трех занятиях мы не показываем детям весь набор игрушек, они должны освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Для проведения занятий с песком мы используем книгу Людмилы Борисовны Дерягиной «Лепим куличики, пускаем кораблики». Игры, которые представлены в книге, помогают нам развивать мелкую моторику детей, координацию движений, знакомят с различными понятиями; в книге также приводятся веселые стихи и сказки, которые мы используем на занятиях.

Вот несколько игр, в которые наши дети очень любят играть: рисовать на песке, искать игрушки в песке, выкладывать камешки по контуру геометрических фигур, «выпекать» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики), делать горки разной высоты, речки, ручейки, железную дорогу и многое другое.

Наблюдая за детьми, мы можем утверждать, что систематические игры с песком позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, стать более спокойным и уравновешенным.

Оксана ПОПЕНКОВА, Светлана МОРДВИНЦЕВА, воспитатели школы №1542


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt