Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Строим школу будущего на основе перспективных практик

УГ - Москва, №32-№33 от 18 августа 2009. Читать номер
Автор:

нашей гимназии в ходе реализации проекта «Строим школу будущего» было разработано и апробировано одно из направлений создания эффективной школы будущего – становление новых образовательных практик на основе использования современных информационных технологий.

Для реализации нашего проекта в гимназии были разработаны и реализованы новые инсталляции образовательного пространства:

Многофункциональный класс «Трансформер».

Студия цифрового искусства «Smart-Art».

Интерактивный зал видеоконференций.

Учебно-экспериментальный технопарк по естественно-научным исследованиям.

Эти комплексные решения позволяют нам экспериментально разрабатывать и апробировать принципиально новые инновационные сценарные модули высокотехнологичного образовательного процесса. В гимназии были апробированы новые формы учебных занятий (уроков и элективных курсов): видеоконференция, сетевой семинар, интегрированный урок с элементами видеоурока.

В рамках недели высоких технологий, которая уже дважды проходила в гимназии, проводились такие совершенно новые формы учебных занятий, как интегрированный урок-видеоконференция. Например, был проведен урок английского языка, на котором ученикам предлагалось обсудить со своими сверстниками из США некоторые социальные проблемы в режиме реального времени через систему видеоконференции. Видеоконференция была организована через скайп, установленный на каждом компьютере в кабинете «Трансформер». Особенности такого урока состояли в том, что было организовано последовательно несколько видов видеообщения: вводное – групповое, обучающее – парное и итоговое – общее. Урок по своей сути инновационен, так как был интегрированным по содержанию (материал из курса обществознания изучался на английском языке) и высокотехнологичным по форме и методике проведения.

Проведение таких уроков стало возможным благодаря участию учителей и учеников гимназии в международном проекте DID «Рассуждаем о демократии». Ребятам предлагаются разные темы для совместного обсуждения, которое проходит в виде структурированной дискуссии.

Кроме того, учителям в рамках недели предлагались также другие инновационные формы занятий. Интересно прошел урок экономики, на котором сначала ребята по группам изучали в Интернете изменения основных макроэкономических показателей развития отдельных отраслей экономики, систематизировали полученные данные, формулировали проблемы, а затем в режиме видеоконференции общались с экономистом, обсуждая выявленные проблемы и тенденции.

В гимназии есть все необходимое оборудование для проведения разных видов видеоконференций: стационарные и передвижные системы на базе Polycom, которые позволяют проводить в гимназии разные по форме и содержанию интегрированные занятия, когда системы устанавливаются в разных учебных кабинетах, в которых занимаются ребята, изучая какую-то проблему с разных позиций. Сначала ученики изучают какой-то вопрос с одной позиции, а затем в режиме видеоконференции обсуждают с разных. Например, в такой форме был проведен интегрированный урок химия + география в 10-м классе по теме «Сахарное производство».

Обсуждая и анализируя с учителями дополнительные возможности повышения качества обучения, которое появляется с применением современного интерактивного оборудования, мы пришли к выводу, что эффективность его очень высока: повышаются интерес, мотивация к освоению нового знания у ребят, растет профессиональное мастерство учителя. Практически все учителя гимназии выразили желание проводить занятия на новом технологическом уровне, однако были и определенные опасения по поводу их недостаточной функциональной готовности целесообразно образовательным целям использовать новое интерактивное оборудование.

Проведенный анализ позволил нам приоритезировать методические задачи, стоящие перед коллективом гимназии. Ибо главное действующее лицо, которому предстоит воплощать на практике все инновационные интерактивные технологии на основе ИКТ, – учитель, следовательно, именно с подготовки учителей и надо начинать. Отличительной чертой подготовки учителей гимназии стало то, что им предлагают не готовые решения, а создают информационные, научно-методические, технологические и другие условия для самостоятельного принятия оптимальных решений в своей практике. Администрация гимназии именно в этом видит сущность подготовки учителей к практическому освоению ими новых интерактивных технологий.

Для подготовки учителей в гимназии работает IT-академия учителей, в рамках которой только в 2008-2009 учебном году на постоянной основе работали три проблемных и обучающих семинара: «Особенности применения технологии критического мышления в информационно насыщенной образовательной среде», «Совершенствование дифференцированного обучения на основе применения современных интерактивных технологий», «Комплексные формы обучения с использованием сетевых технологий и ВКС». Основные принципы организации проблемных и обучающих семинаров:

открытость;

непрерывность;

технологичность.

Цели и задачи обучающих семинаров обусловили формы и технологии их решения. Нельзя обучать новым технологиям старыми методами, поэтому все семинары проводились на высоком технологическом уровне. На семинарах желающие осваивают новые профессиональные компетенции применения современных интерактивных технологий на основе ИКТ. Все занятия открытые, часто в них участвуют учителя из других образовательных учреждений Москвы и других субъектов РФ, в частности, Калининградской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Открытость семинаров достигалась использованием системы видеоконференции (ВКС) и свободным посещением сторонних по отношению к гимназии учителей.

Сравнительный анализ результативности этих семинаров показал, что открытые семинары на основе ВКС обладают большим потенциалом для развития профессионального мастерства учителей.

Видеоконференция позволяет учителям, находящимся на расстоянии друг от друга (в разных образовательных учреждениях, городах, странах), видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно обсуждать их в интерактивном режиме, используя возможности привычного всем компьютера, максимально приближая общение на расстоянии к реальному живому общению. Видеоконференции сегодня один из самых эффективных способов профессиональных дистанционных коммуникаций. Так, учителя кафедры математики и информатики гимназии достаточно тесно работают в режиме видеоконференции с учителями кафедры информатики гимназии №56 Санкт-Петербурга, совместно обсуждая проблемы и перспективы проведения новых форм учебных видеоуроков силами педагогов обеих гимназий. Учителя кафедры иностранных языков проводят совместные заседания кафедр с учителями гимназии №10 Новосибирска, планируя и разрабатывая занятия-видеоконференции для разных возрастных групп обучающихся.

Следует отметить, что такая совместная методическая работа кафедр учителей-предметников из разных городов стала определенным стимулом к росту интереса учителей к освоению новых технологий, к повышению их педагогического мастерства. В ближайших планах кафедры иностранных языков – проведение мастер-классов по освоению разных технологий, которые будут проведены в режиме видеоконференции. Учителя гимназии покажут реальный урок для своих коллег из Новосибирска с последующим его совместным обсуждением. Администрация планирует развивать этот новый вид повышения квалификации учителей гимназии и дальше.

Марина ФИРСОВА, директор гимназии №1518


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту