search
main
0

Стрессовызывающие факторы – оптимальны

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ

Предлагаемый вариант Базисного учебного плана основывается на идее дифференцированного обучения, которое носит сквозной характер (со 2-го кл. по 12-й кл.) и по-разному реализуется на каждой ступени общего образования:

– вариативное образование в начальной школе,

– пропедевтическая дифференциация в основной школе,

– профильная дифференциация в старшей школе.

Такой подход позволяет:

– реально индивидуализировать процесс обучения,

– постепенно готовить учащихся к осознанному выбору учебной и профессиональной деятельности,

– оптимально решать проблему перегрузки детей в школе,

– уменьшить стрессовызывающие факторы учебной деятельности для всех участников образовательного процесса.

При этом предлагаемый вариант Базисного учебного плана:

– преемствует все положительные принципы построения действующего базисного плана (без коренных преобразований), сохраняет принятую систему содержания образования, которая реализуется через традиционные (наиболее оптимальные) образовательные области, компоненты и базовые предметы,

– соответствует санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, предъявляемым к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях,

– принимает во внимание следующие рекомендации: об установлении 5-дневной учебной недели, об установлении максимальной аудиторной нагрузки учащихся в день (в 1-м кл. – не более 4 уроков, во 2-6-х кл. – не более 5, в 7-12-х кл. – не более 6 уроков), об изыскании возможности увеличения объема двигательной активности учащихся, особенно на начальном этапе обучения в школе,

– учитывает наработанный положительный опыт общеобразовательных учреждений Российской Федерации по обновлению содержания образования, его обогащению за счет введения развивающих систем обучения, интегрированных курсов, новых программ и учебников.

Базисный учебный план состоит из 2 частей: инвариантной (федеральный компонент) и вариативной (национально-региональный и школьный компонент), которые в совокупности определяют максимальный объем обязательной учебной нагрузки учащихся и позволяют соблюдать требования государственного образовательного стандарта (обязательного минимума содержания общего образования) независимо от типов и видов общеобразовательных учреждений.

Вместе с тем вариативная часть базисного плана создает условия для практической реализации дифференцированного обучения в зависимости от местных условий, возможностей конкретных общеобразовательных учреждений, способностей школьников, особенно с ярко выраженной академической одаренностью.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1. Первый класс любого общеобразовательного учреждения рассматривается как адаптационный период в начальной школе и не предусматривает никакой дифференциации ни по способностям школьников, ни по профилю обучения класса.

В связи с этим здесь увеличен объем двигательной активности учащихся до 4 учебных часов в неделю, который может быть представлен следующими вариантами:

а) спортивный (динамический) час на свежем воздухе в 1-й четверти,

б) физическая культура и танцевальная ритмика со 2-й четверти,

в) физическая культура и плавание в бассейне со 2-й четверти,

г) физическая культура со 2-й четверти.

2. В зависимости от контингента учащихся, начиная со второго класса, возможна первичная (минимальная) дифференциация образовательного процесса, которая позволяет организовать в классе большее количество спортивно-оздоровительных занятий или увеличить время на изучение обязательных предметов, или организовать систему компенсирующего обучения, или ввести развивающие занятия, уроки иностранного языка, начать индивидуальные или групповые занятия с одаренными детьми.

В связи с этим распределение учебных часов в образовательных областях и компонентах претерпело некоторые изменения:

2.1. В базовом предмете “Русский язык” выделено как обязательное ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ занятие по развитию речи, что позволит в полной мере реализовать требования государственного образовательного стандарта в этой части.

Предмет “Развитие речи” может быть представлен курсами: “Речь и культура общения”, “Риторика” или иными видами речевой деятельности.

2.2. В 3-4-м кл. увеличено количество аудиторных часов на изучение предмета “Математика” (до 5 уроков в неделю), что позволяет не только более качественно усвоить учебный материал, но и обогатить традиционную программу развивающей средой. В этом случае математика может изучаться по схеме “4+1”, где одно из занятий в неделю посвящено решению занимательных заданий или заданий повышенной сложности (например, урок “Занимательная математика”).

2.3. Образовательные области “Искусство” и “Технология” представлены в 1-4-х кл. интегрированным курсом “Изобразительное искусство и художественный труд” (как самым оптимальным вариантом деятельности для младших школьников) и предметом “Музыка”.

2.4. В образовательной области “Физическая культура” увеличено количество обязательных уроков в неделю: в 1-м кл. до 4 час., во 2-м кл. до 3 час.

Увеличение объема двигательной активности учащихся в 3-4-х кл. возможно за счет часов вариативной части базисного плана.

Образовательный компонент “Окружающий мир” не претерпел изменений и может быть представлен действующими вариантами.

ОСНОВНАЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА

1. Пятый класс любого общеобразовательного учреждения рассматривается как адаптационный период в школе II ступени, а потому здесь (по возможности) целесообразно сохранить образовательные тенденции начальной школы, включая увеличение объема двигательной активности за счет часов вариативной части базисного плана.

2. В зависимости от вида общеобразовательного учреждения и программы обучения вторичная (более глубокая) дифференциация образовательного процесса может происходить:

– начиная с 5-го или 6-го кл.;

– начиная с 7-го или 8-го кл. (что наиболее предпочтительнее, т.к. выбор профиля обучения будет происходить более осознанно со стороны самих учащихся).

3. Обучение в старшей школе строится на основе полной профильной дифференциации образования при безусловном соблюдении требований государственного образовательного стандарта (обязательного минимума содержания общего образования).

ПРИЛОЖЕНИЕ. Примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте