Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Стремимся перегнать академию Гагарина»

Учительская газета, №32 от 10 августа 2004. Читать номер
Автор:

В 1998 г. согласно постановлению Правительства России, Краснодарское военное авиационное училище было преобразовано в военный авиационный институт (КВАИ). С 2001 г. он стал единственным головным вузом Военно-воздушных сил России, а в октябре 2002 г. Краснодарский военный авиационный институт имени Героя Советского Союза А.К. Серова произвел свой первый выпуск летчиков. Впрочем, словосочетание «первый выпуск» весьма условно, подразумевает только нынешние институтские обличье и статус вуза. Ведь на самом деле его немалая история насчитывает не одно десятилетие.

Это учебное заведение было создано по приказу наркома обороны СССР 19 августа 1938 г. и за долгие десятилетия своей деятельности подготовило не одну тысячу первоклассных летчиков, которыми по праву гордятся Военно-воздушные силы.

На памятной стеле в институте высечены имена, некоторые из которых известны всей нашей стране как синонимы выдающихся подвигов, беззаветного мужества и героизма. Достаточно сказать, что только за годы Великой Отечественной войны 107 выпускников этого учебного заведения стали Героями Советского Союза, а трое из них – В. Попков, Н. Скоморохов, Н. Степанян – удостоены высшего звания Героя дважды.

Особой строкой в историю Великой Отечественной вписаны героизм и мужество выпускника бывшей авиационной школы, легендарного летчика-истребителя Героя Советского Союза А. Маресьева. А фронтовая биография воспитанника авиашколы Героя Советского Союза Г. Дольникова стала основой для повести

М. Шолохова «Судьба человека».

Вуз знаменит не только в нашей стране, но и далеко за его пределами, на разных континентах. В нем наряду с нашими военными летчиками проходили обучение на самолетах Су-25, Су-27, МиГ-29 пилоты и техники стран дальнего зарубежья – Алжира, Перу, Эфиопии. Особенно примечательно, что впервые в своей истории вуз подготовил специалистов для таких стран, как Бангладеш и Япония. За долгие десятилетия работы с иностранными курсантами и слушателями в институте были разработаны уникальные методики обучения, позволяющие в короткие сроки без знания русского языка осваивать технику пилотирования на самых современных авиационных комплексах.

Чем нынче живет знаменитый военный вуз? Как организовано в нем обучение будущих летчиков Военно-воздушных сил? Попробуем узнать об этом, что называется, из первых уст…

– Сегодня в состав нашего института входят три учебных авиационных центра, готовящих летные кадры для истребительной, штурмовой, военно-транспортной и дальней авиации, – рассказал начальник Краснодарского военного авиационного института генерал-майор Алексей Рябинов. – Институт базируется в пяти субъектах Российской Федерации и трех военных округах. Создано пять факультетов. Теоретическая подготовка курсантов проводится на основной базе в Краснодаре, а летная – непосредственно в учебных центрах.

– Алексей Николаевич, вы удовлетворены качеством и количеством пополнения курсантских рядов вашего военного института?

– Конкурс, конечно, оставляет желать лучшего. Однако, с другой стороны, есть надежда, что поступают именно те ребята, которые по-настоящему хотят связать свою жизнь с авиацией. Тех же, кто решил поступить в институт в надежде уклониться от прохождения срочной службы в армии, нам удается распознать после двух лет теоретической подготовки. Хотя в нашей практике есть и такой случай, когда курсант института приступил к полетам лишь на пятом курсе.

– В отличие от студентов гражданских вузов курсанты еще и служат – ходят в наряды, караулы, выполняют другие обязанности. не связанные с учебой. Как распределяется время между служебными и учебными заботами?

– В среднем за весь период обучения каждый курсант год и

3 месяца исполняет служебные обязанности, как-то: наряды, караулы и так далее. И лишь полтора года ему отводится на учебные полеты. Сразу видно, что разница между этими цифрами невелика. А ведь должно быть совершенно иначе. В этой сфере при формировании штатов была допущена грубейшая ошибка, заключающаяся в том, что у нас абсолютно нет подразделения, занимающегося обеспечением учебного процесса. Это одна из наших основных проблем.

– Согласно плану курсанты института оттачивают свое мастерство в процессе учебных полетов. Каково на сегодняшний день состояние авиационной техники, используемой для их обучения?

– Всего наш самолетный парк насчитывает около 950 летательных аппаратов. Из них не все находятся в исправном состоянии. На каждый из типов самолетов ощущается некомплект. В основном проблему составляют истекшие сроки эксплуатации топливной, масляной, гидравлической систем, а также истекшие сроки службы планера и некачественный ремонт двигателей. К сожалению, были два авиационных происшествия. В первом случае причиной стало разрушение топливного провода. К счастью, жертв удалось избежать, летчик катапультировался.

Во время второго происшествия мы потеряли двух наших пилотов. По результатам работы компетентных органов и комиссии удалось сделать заключение о катастрофе Л-39 – ошибка экипажа и группы руководства полетами.

– Продолжается процесс аттестации и государственной аккредитации вузов. Отвечает ли ваш институт необходимым требованиям и стандартам?

– Мы не стоим на месте. 78 процентов наших преподавателей – кандидаты наук, 27 – доценты и порядка 19 процентов – доктора наук. К моменту проведения лицензирования вопрос с учеными степенями у нас будет закрыт. Скажу больше: по росту ученых мы стремимся догнать, а то и перегнать академию им. Ю.А. Гагарина.

Хотелось бы отметить, что большинство наших преподавателей не согласны с планами учебной программы. Не многие в руководящих штабах должным образом отнеслись к преобразованию нашего учебного заведения из училища в институт. Став единственным многопрофильным вузом России, готовящим военных летчиков для нашего государства, стран дальнего и ближнего зарубежья, объединив под одним знаменем историю и традиции Качинского, Армавирского, Борисоглебского, Балашовского, Барнаульского военных училищ, не имеем самого простого – модели выпускника.

Мы неоднократно предлагали свою схему подготовки летчика, предусматривающую на заключительном этапе обучения основы пилотирования и навигации боевого самолета. Если обучаемый освоит эту единицу техники, предел его совершенствования как пилота практически бесконечен.

От редакции.

Когда материал был подготовлен к печати, распоряжением Правительства РФ вуз переименован в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту