search
Топ 10

Стратегию развития дошкольного образования обсуждали на форуме «Ориентиры детства 3.0»

2-3 ноября прошел Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0» онлайн. Мероприятие организовали Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО) и Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО) при поддержке Министерства просвещения РФ, Общероссийского профсоюза образования, Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, Союза женщин России. Информационным партнером форума выступало сетевое издание «Учительская газета».

Форум провели в онлайн-формате. Это позволило неограниченному числу специалистов дошкольного образования – как в России, так и в других странах – принять в нем участие. Всего форум собрал 35 901 участника.

К 19 часам 3 ноября в голосовании о создании Независимого открытого общественного совета по дошкольному образованию приняли участие 6 686 человек.

Тема форума – «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» – отвечает современным вызовам времени.

Форум провели в условиях значимых изменений в российском образовании, которые связаны с реализацией национальных проектов, поправками в Конституцию РФ, актуальными направлениями государственной образовательной политики. Участников форума приветствовали:

  • директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Евгеньевич Семченко;
  • председатель Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Александровна Виннер-Усманова;
  • председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Ивановна Меркулова;
  • свои пожелания успешного проведения мероприятия прислала председатель Союза женщин России Екатерина Филипповна Лахова.

Мероприятие первого дня провела исполнительный директор форума Анна Еланская.

Спикеры в своих выступлениях говорили о разных подходах к вопросам воспитания дошкольников.

Доктор психологических наук, профессор, почетный доктор Гетеборгского университета, ректор МПАДО Н.Е. Веракса отметил особую важность обсуждаемых проблем. Он посвятил свой доклад значению культурно-исторической теории Выготского для современного дошкольного образования. Именно идеи Выготского послужили источником для развития таких современных технологий, как голос ребенка и пространство детской реализации.

Не одно поколение педагогов выросло на идеях гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, кандидата педагогических наук, доктора психологических наук, академика, заведующего лабораторией гуманной педагогики Московского городского педагогического университета (МГПУ). Постулаты гуманной педагогики Амонашвили пронизаны любовью к детям: важно научиться принимать ребенка таким, какой он есть, любить его со всеми его достоинствами и недостатками, ведь каждый ребенок – это уникальное, неповторимое явление.

В выступлениях учителей важнейшее место занимала тема уважения к ребенку как к личности. Здесь важным признается призыв Шалвы Амонашвили не встраивать ребенка в заформализованные требования и догмы, а слышать голос ребенка, пытаться понять и поддерживать его индивидуальность, понимать причины его «неправильного» поведения и мягко корректировать.

В атмосфере любви и безусловного приятия воспитываются дети в детском саду, расположенном в Ясной Поляне. О его работе рассказал Георгий Калабановский, заведующий Яснополянским детским садом. Здесь внимательно изучают и переосмысливают идеи педагогики Льва Толстого, которые актуальны и сегодня. Основой взаимодействия между педагогами и воспитанниками является любовь и взаимное уважение.

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, рассказала о важности развития грамотной речи ребенка с раннего возраста, умения формулировать и высказывать свои мысли. Без этих навыков ребенку сложно добиться успеха в жизни.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Лариса Тутова обратила внимание участников форума на необходимость приобщать дошкольников к традиционным культурным ценностям.

Академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО, лауреат Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, доктор психологических наук Александр Веракса представил результаты лонгитюдного исследования. Оно доказывает, что в дошкольном возрасте происходит активное развитие когнитивных, эмоционально-личностных особенностей, формируются отношения ребенка со сверстниками, а от специфики образовательной среды, в которой находится ребенок, зависит его психическое развитие.

Алексей Чегодаев, директор по развитию Всероссийской общественной организации «Союз отцов», председатель Совета отцов г. Москвы, автор проекта #крутОтец, рассказал об успешном опыте вовлечения отцов в воспитательный процесс в рамках сотрудничества с детским садом, о проектах социального партнерства, которые помогают формировать единую образовательную среду для всех участников образовательного процесса.

Ирина Комарова познакомила участников форума с возможностями краеведения для развития дошкольников и воспитания любви к родному краю.

Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Дорофеева затронула острые проблемы дошкольного образования. Несмотря на то, что дошкольное детство является первой ступенью в системе образования, до сих пор бытует мнение, что роль детского сада заключается в присмотре и уходе за ребенком. Основная причина в том, что законы принимают люди, далекие от дошкольного образования, а воспитатели и педагоги дошкольного образования не имеют практически никакой возможности высказать свое мнение. Эту тему продолжили обсуждать на круглом столе с участием ведущих экспертов дошкольного образования 3 ноября.

В музыкальных паузах между тематическими блоками спикеров перед зрителями выступили воспитанники Детского музыкального театра «Домисолька» и  Народного детского хореографического ансамбля имени А.Н. Филиппова «Калинка».

Участники форума активно общались в чате, обменивались впечатлениями, делились эмоциями, подчеркивая сбалансированность программы и содержательность выступлений, возможность расширить свои знания, получить большой позитивный заряд и желание саморазвития.

3 ноября 2021 года в рамках форума прошел круглый стол «Роль общества и профессиональных сообществ в формировании государственной политики в области дошкольного образования».

Модератор круглого стола Инна Каракчиева, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве РФ, заместитель директора Департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования России, предоставила слово ведущим экспертам в области дошкольного образования, представителям ведущих вузов страны, научно-исследовательских центров, общественных организаций.

В ходе круглого стола обсуждались вопросы преемственности детского сада и школы, разрывы в дошкольном образовании, пути преодоления проблем образования (Ямбург Е.А., заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, академик РАО, директор московского Центра образования № 109).

Спикеры выделили несколько важных проблем, требующих решения:

  • необходимость наращивать у воспитателей культурные компетенции;
  • раннее выявление детей с отклонениями в развитии для сокращения инвалидизации;
  • раннее выявление социопатов;
  • возвращение врачей в дошкольные учреждения;
  • сопряжение планов для формирования преемственности.

Во второй части круглого стола участники заслушали сообщение Президента Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Дорофеевой Э.М. о создании Независимого общественного совета по дошкольному образованию. Он даст возможность широкого общественного обсуждения и выработки профессиональных рекомендаций по ключевым вопросам дошкольного образования, что поможет влиять на качество законодательных актов в области дошкольного образования. Общее мнение выразила Галина Новикова, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик-секретарь Международной академии наук педагогического образования: «Независимый общественный совет дошкольного образования необходим. От нас зависит, будут нас слушать или нет, а это в свою очередь зависит от того, насколько важные и нужные для общества вопросы мы будем ставить и решать».

Второй зал форума имеет практико-ориентированное наполнение. Учитывая большой интерес педагогов и воспитателей к этому контенту, организаторы приняли решение продлить работу второго зала на 6 месяцев, до 2 мая 2022 года.

Во 2 зале 2 ноября прошла «Открытая образовательная программа» с лекциями специалистов МПАДО на тему патриотического и нравственного воспитания дошкольников и УМК к программе «От рождения до школы». Здесь открылась выставка «Современное дошкольное образование». Российские производители продукции и услуг для оснащения детского сада представили здесь книги, развивающие игры, программное обеспечение, товары для творчества и даже наградные документы в портфолио малышей.

3 ноября посвятили представлению практических кейсов. На педагогическом марафоне «Формулы дошкольного воспитания» рассказали о практическом опыте коллег из разных регионов .

Модератором выступила Ольга Веннецкая, кандидат педагогических наук, проректор МПАДО, руководитель инновационных проектных площадок.

После регистрации участники могли воспользоваться дополнительной опцией: пройти курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание и формирование традиционных ценностей у детей дошкольного возраста» в объеме 36 академических часов. Курс разработали специально к форуму специалисты МПАДО И МПГУ. Он направлен на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области воспитания дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов России.

Выставка и практические кейсы доступны до 2 мая 2022 года.

По решению организаторов работа второго зала форума продлена на полгода. Открытая образовательная программа, выставка «Современное дошкольное образование» и практические кейсы педагогического марафона «Формулы дошкольного воспитания в доступе 24/7.

С материалами форума можно знакомиться в записи на YouTube по ссылкам:

02 ноября зал №1

02 ноября зал №2

03 ноября зал №1 

03 ноября зал №2.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту