Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.
Жан Лабрюйер
Выбор школьниками с двигательными нарушениями будущей профессии – это сложный и многоаспектный процесс, в реализации которого в равном соотношении необходимо учитывать интересы и способности ученика, а также его индивидуальные особенности (степень ограничений в движениях, степень выраженности интеллектуальных нарушений, особенности речевого развития) и возможности семьи оказать необходимую помощь и поддержку в процессе обучения в колледжах и вузах.
Все участники процесса от педагогического коллектива проводят комплексную работу не только с учениками, но и с их семьями. Ведь только при поддержке семьи выпускник сможет пройти путь по освоению профессиональной программы и дальнейшему трудоустройству.
Очень важно сформировать не только у ребенка стремление к самостоятельности, но и у родителей представление о том, что ребенок может самостоятельно жить и трудиться, работать над снижением уровня тревожности родителей и профилактикой гиперопеки. С этой целью в школе-интернате организуются индивидуальные и групповые психологические консультации для родителей, проводятся тематические занятия в рамках просветительской деятельности семейного ресурсного объединения «Взаимодействие» и встречи с представителями Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при ДОНМ.
На начальном этапе профориентационой работы осуществляется изучение медицинской документации и результатов психолого-педагогической диагностики. Для решения вопроса о профессиональном будущем каждого ученика с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо провести расширенную диагностику способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, речевой деятельности и развития высших психических функций (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, абстрактно-логического мышления).
Большую роль в процессе профориентационной работы играет психолого-педагогический консилиум.
Специалисты консилиума совместно с классным руководителем и родителями составляют карту профессионального самоопределения, которая позволяет наглядно представить возможные пути обучения ребенка после окончания школы. Только четкое понимание индивидуальных особенностей и возможностей ребенка всеми участниками образовательных отношений может помочь выпускнику осознанно подойти к выбору будущей профессии.
Платформой для осознанного выбора профессии выпускниками является комплекс сформированных во время школьного обучения личностных качеств, который включает в себя самостоятельность, адекватную самооценку, стремление к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Помочь сформировать необходимые психологические предпосылки и личностные качества, необходимые для успешного освоения профессиональных программ, позволяет четко выстроенная система профориентационных мероприятий.
В начальной школе работа педагогического коллектива нацелена на знакомство школьников с миром профессий, формирование интереса к трудовой деятельности, воспитание ответственности за выполненную работу.
В средней школе основными задачами профориентационной работы являются формирование представлений учеников о значении различных профессиональных сфер в жизни общества, о возможных путях приобретения той или иной профессии или специальности, о требованиях, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, а также развитие умения правильно оценивать свои физические, психологические и речевые навыки для овладения интересующей ученика профессией.
В старшей школе основной целью профориентационной работы является совместное с семьей каждого ученика определение четкой стратегии профессионального обучения.
Одним из важных аспектов профориентационной работы со школьниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, является формирование мотивации к дальнейшему развитию и получению знаний, а также воспитание позитивного и активного отношения к жизни. В школе регулярно проводятся встречи с людьми, которые, несмотря на ограниченные возможности, смогли добиться многого в выбранной профессиональной сфере, спорте или творчестве.
Для того чтобы профессиональное самоопределение школьников с двигательными нарушениями было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе и своим возможностям.
Наталья КОШЕЛЕВА, заместитель директора специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №31
Комментарии