В Московской области, как и большинстве российских регионов, вопросы информатизации системы образования начали активно решаться в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды. Необходимость решения задач, возникающих в ходе ее реализации, стала хорошим катализатором для их проработки на местах. В Подмосковье разрабатывались модели и формировалась система ресурсного обеспечения информатизации образования в полном взаимодействии и на региональном, и муниципальном уровнях. А руководствовались и те и другие областными целевыми программами «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов» и «Электронное Подмосковье».
Необходимо добавить, что кроме этого Правительством Московской области выделено свыше 72 миллионов рублей на поставку 125 мобильных компьютерных классов в инновационные образовательные учреждения, в том числе межшкольные поддержки информатизации.
Сегодня в общеобразовательных учреждениях области установлено около 12 тысяч комплектов компьютеров и другой техники на общую сумму свыше 331 миллиона рублей, что позволило довести компьютерный парк до 23,5 тысячи комплектов. За этот период достигнут уровень оснащенности общеобразовательных учреждений компьютерами с 85 до 34 обучающихся на один компьютер.
В 96 учреждениях начального профессионального образования поставлены 1056 комплектов компьютеров (96 классов).
Автоматизированным рабочим местом библиотекаря и комплектом медиатеки оснащены 1306 школьных библиотек.
В 233 удаленных сельских и поселковых школах установлены и используются абонентские приемные спутниковые станции.
Впервые возможность доступа через модем к интернету получили свыше 1100 общеобразовательных школ, из них 137 по высокоскоростным каналам связи, а также 96 учреждений начального профессионального образования.
В своей деятельности для обмена информацией используют электронную почту все 72 муниципальных органа управления образованием, более 150 областных образовательных учреждений.
В ходе реализации нацпроекта по высокоскоростным каналам доступ к интернету получат все общеобразовательные школы Подмосковья. В общей сложности это 1310 школ, включая 72 школы, у которых он уже есть.
В Московской области в рамках софинансирования проекта во все школы поставлены автоматизированные рабочие места на общую сумму 37,45 миллиона рублей.
По состоянию на июнь подключено 1025 школ. Эта большая работа выполняется благодаря тесному взаимодействию всех участников: ООО «РТКомма», Московского филиала ООО ЦЕНТРТЕЛЕКОМ, Управления Россвязьнадзора по Москве и Московской области, оператора проекта – НФПК и Министерства образования Московской области.
Особое значение Министерство образования Московской области придает участию региона в программе распространения результатов проекта «Информатизация системы образования» как очередному и приоритетному этапу развития не только информатизации, но и развития регионального образования в целом. Особенно актуальным в данном контексте представляется внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования региона. Данная модель представляется как база для дальнейшего совершенствования ресурсного обеспечения информатизации образования.
Межшкольные
методические центры
В прошлом году область участвовала в 2 конкурсах, проводимых Национальным фондом подготовки кадров, а в настоящее время работает по проектам «Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением» (Дубна, Центр развития образования) и «Внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации образования» (Московский государственный областной университет).
Благодаря системе межшкольных центров за 18 месяцев повышают свою квалификацию около четырех тысяч педагогических работников учреждений общего образования, школы получают постоянную методическую, информационную и техническую поддержку, а также доступ к современным образовательным информационным ресурсам на базе ММЦ, а все педагогические работники пользуются консультационной поддержкой в области использования ИКТ в учебном процессе. Так в регионе формируется инфраструктура и кадровый потенциал для методической поддержки профессиональной деятельности педагогов на основе использования ИКТ.
Внедрение модели межшкольных методических центров позволит Московской области завершить очередной этап по модернизации системы образования региона, который заключается в его структурной перестройке. Основой новой структуры станет ориентация ресурсного обеспечения образования по школьным округам, в каждом из которых предполагается создание центра ресурсного обеспечения информатизации образования на базе ММЦ расширенной комплектации. Формирование структуры ресурсного обеспечения информатизации образования позволит обеспечить развитие региональной системы образования, ориентированной на разработку и внедрение в практику инновационных образовательных ресурсов.
В систему войдут 24 ММЦ различной конфигурации на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений, из которых 15 уже работают, а координирует работу этой системы региональный центр, созданный на базе Московского государственного областного университета.
Ресурсное обеспечение
Правительством Московской области уделяется большое внимание вопросам ресурсного обеспечения информатизации системы образования.
Сегодня внесены изменения в областную целевую программу «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов» для того, чтобы она стала еще более соотносимой с направлениями нацпроекта и смогла обеспечить софинансирование направлений проекта и научно-методическое сопровождение их реализации.
Это связано с тем, что направления нацпроекта получили дальнейшее развитие. В частности, был объявлен конкурс среди субъектов Российской Федерации на проекты комплексной модернизации системы образования. Московская область в числе двадцати одного субъекта Российской Федерации стала победителем конкурса.
Одним из основных условий модернизации является улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, и в первую очередь в области информационных технологий. Этим обусловлено появление нового пункта в мероприятиях программы «Закупка компьютерного оборудования и программного обеспечения для внедрения информационных образовательных технологий в деятельность муниципальных образовательных учреждений в Московской области, реализующих стандарты общего образования».
В 2007 году из бюджета Московской области на информатизацию образования выделено 100 миллионов рублей: 80 – для общеобразовательных муниципальных учреждений и 20 – для государственных (областных) учреждений.
Всего для системы образования Подмосковья через областную целевую программу «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов» на внедрение информационных технологий и лицензионного программного обеспечения за 2007-2010 годы предполагается выделить из бюджета Московской области 550 миллионов рублей.
Это позволит в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 60 процентов обновить компьютерный парк техникой нового поколения, а в государственных – на 80.
Необходимо добавить, что кроме этого Правительством Московской области выделено свыше 72 миллионов рублей на поставку 125 мобильных компьютерных классов в инновационные образовательные учреждения, в том числе межшкольные методические центры поддержки информатизации.
Повышение квалификации
Важно повышать квалификацию учителей-предметников, учителей информатики и работников органов управления образованием в области информационно-коммуникационных технологий. С 2002 года в региональной системе образования повысили квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий свыше 13000 педагогов.
Обмен опытом, накопленным работниками системы образования в научной и практической деятельности по различным направлениям информатизации, происходит во время работы форумов, конференций, семинаров и «круглых столов».
В Троицке ежегодно проходит международная конференция «Применение новых технологий в образовании», проводим в регионе международную научно-практическую интернет-конференцию «Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития», участвуем в российских образовательных форумах на ВВЦ, «Крокус Экспо», в «Сокольниках».
В июле в Серпухове прошла I Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании, науке и производстве», учредителями которой выступили Министерство образования Московской области, РАО, Академия информатизации образования, Академия социального управления, Институт информатизации образования РАО, Комитет по образованию администрации Серпухова, Сургутский институт мировой экономики и бизнеса, Ассоциация муниципальных образований «Южное Подмосковье», Институт инженерной физики, Национальный институт имени Екатерины Великой, предприятие «ФинПромМаркет-XXI».
На конференции ученые, преподаватели и представители промышленности говорили о фундаментальных и прикладных проблемах разработки новых методов, технологий и технических средств повышения надежности и качества, инновационных и информационных технологий в образовании, науке и производстве, проектировании и внедрении результатов исследований в наукоемкие и перспективные отрасли российской промышленности. И разработали рекомендацию по совершенствованию содержания и технологий образования для удовлетворения потребностей населения и рынка труда в качественном образовании, развитию фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формированию системы непрерывного образования.
Издан сборник трудов из 600 страниц, в котором представлено 178 статей.
Новые проекты
Сегодня Министерство образования Московской области прорабатывает возможности подключения к интернету учреждений начального и среднего профессионального образования с оплатой трафика без учета объемов потребления, внедрения единой постоянно обновляемой системы, исключающей доступ с рабочих мест в общеобразовательных учреждениях к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования учащихся, оплаты трафика без учета объемов потребления в течение 2 лет с 1 сентября 2008 года (с учетом момента подключения) для всех подключенных к интернету образовательных учреждений за счет средств областного бюджета.
Очень важными представляются предлагаемые индикаторы повышения эффективности использования ИКТ в учебном процессе для оценки реализации стратегии единой образовательной информационной среды.
И, конечно, в школах Подмосковья с нетерпением ждут размещения в интернете цифровых образовательных ресурсов нового поколения, методических материалов, тематических коллекций, инструментов (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Владимир ЧЕРНЫЙ, заместитель начальника Управления развития образования Министерства образования правительства Московской области
Сайт Министерства образования правительства Московской области
www.minomos.ru
Комментарии