search
main
0

Страсть к далеким берегам

Его путь в поэзию не был молниеносен

В Доме-музее Марины Цветаевой до 10 октября проходит выставка «Поэт с историей. К 135‑летию Николая Гумилева». В камерном пространстве особняка в Борисоглебском переулке – вся жизнь поэта, полная тревог, взлетов, неизведанных дорог и путей, лирики, войны и славы недюжинного слова. Экспонаты для выставки предоставили ИРЛИ РАН, РГАЛИ и, конечно, сам музей.

В камерном пространстве музея – уникальные экспонаты из жизни поэта.
Фото предоставлено пресс-службой Дома-музея Марины Цветаевой

Биография и все творчество Николая Гумилева были не только непростыми, но и богатыми и яркими на события. В эпоху Серебряного века каждый был современником, соплеменником. Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев. Разные жизни, разные грани таланта, романы, ссоры, уходы и расстрелы, дружба и любовь. Вот только Гумилев, пожалуй, стоял поодаль. Ему непросто было с людьми. В его биографии воли было дано на многое, а причудливое смешение реальных и воображаемых миров отличало его от многих. Этносы, культуры, верования, легенды Средневековья, заметки о путешествиях, философская лирика и волшебство любви вместила поэзия Николая Гумилева.

Гумилев был одновременно всем: поэтом, участником боев Первой мировой, ученым, исследователем, человеком с хорошим вкусом, любимцем женщин. Гумилев был здешним и нездешним единомоментно, ему быстро наскучивали богемный шик и блеск. Он жаждал странствий по пустыне Египта, Абиссинии или же по военным тропам Восточной Пруссии.

Его путь в поэзию не был молние­носен, к стихам, их чувствованию и познанию Гумилев шел не быстро, постепенно. Его наставником стал Валерий Брюсов, написавший рецензию на сборник «Путь конквистадоров». И если вначале Брюсов был сдержан в оценке, хотя и дал шанс на дальнейшую успешную поэтическую карьеру, то позже писал так: «Стихи Н.Гумилева теперь красивы, изящны и большею частью интересны по форме; теперь он резко и определенно вычерчивает свои образы и с большой обдуманностью и изысканностью выбирает эпитеты. Часто рука ему еще изменяет, <но> он – серьезный работник, который понимает, чего хочет, и умеет достигать, чего добивается». С Валерием Брюсовым Гумилев был дружен, состоял позже в тесной переписке.

А вот с другим поэтом Серебряного века, Максимилианом Волошиным (с которым, к слову, была очень дружна и Марина Цветаева), у Гумилева случилась дуэль на Черной речке. Дело ясное – замешана была дама. Волошин осекся, Гумилев стрелял вверх. И оба выжили, подарив современникам и потомкам чудные стихи, акварели Киммерии и дали Африки. Одна такая акварелька представлена в зале музея на выставке.

О стихах Николая Гумилева писали многие современники, критиком был также и сам поэт. Вот отрывок из рецензии на сборник «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой:

«Первая книга Марины Цветаевой «Вечерний альбом» заставила поверить в нее и, может быть, больше всего – своей неподдельной детскостью, так мило-наивно не сознающей своего отличия от зрелости. «Волшебный фонарь» – уже подделка и изданная к тому же в стилизованном «под детей» книгоиздательстве, в каталоге которого помечены всего три книги. Те же темы, те же образы, только бледнее и суше, словно это не переживания и не воспоминания о пережитом, а лишь воспоминания о воспоминаниях».

Поэзия, учеба в Царскосельском лицее, дуэль… Но не только в этом состояла жизнь Гумилева. Он был участником Первой мировой войны, исследователем Африки, Абиссинии. Николай Гумилев слушал лекции в Париже, Сорбонне, много путешествовал (Египет, Крым, Стамбул, Левант). У поэта были совершенно точные и крайне интересные работы, посвященные народам Африки, их культуре (экспедиции Гумилева дали очень многое Кунсткамере в Санкт-Петербурге – его смело можно назвать ученым, ибо подобные поездки были организованы под эгидой РАН). Путешествия всегда привлекали поэта, с раннего детства. Он не был силен в науках и предметах, преподаваемых в лицее, но поэтический дар стоил многого. Иннокентий Анненский спас не самого сильного ученика от исключения, ибо талант компенсировал многие неудачи. Страсть к далеким берегам Николай Гумилев сохранит надолго. Вспомним его «Капитанов»:

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.

В поэзии же Гумилев изысканен, чарующ, нездешен, но все ближе и понятнее становится нам Африка, озеро Чад, где обитает тот самый жираф. Гумилев писал о Венеции и Флоренции, об Алжире и Марокко, о проливах, Франции и рыцарях, о Первой мировой:

Священные плывут и тают ночи,
Проносятся эпические дни,
И смерти я заглядываю в очи,
В зеленые, болотные огни.

Она везде – и в зареве пожара,
И в темноте, нежданна и близка,
То на коне венгерского гусара,
А то с ружьем тирольского стрелка.

Волшебная сила стиха манит за собой в путешествие. Его и попытались создать организаторы выставки.

От стенда к стенду идем мы под шатром-пирогой – именно так построен дизайн выставки. На нас смотрят фотографии и сборники стихов, дарственные автографы и награды, письма Анны Ахматовой, обращенные к Николаю Гумилеву. Анна Ахматова дама своенравная, благосклонности которой Гумилев добивался не один раз. В браке они прожили восемь лет и расстались – очень уж разными были:

Я женщиною был тогда измучен,
И ни соленый, свежий ветер моря,
Ни грохот экзотических базаров,
Ничто меня утешить не могло.

И все же во время ареста Анна Ахматова болела за бывшего супруга, пыталась ему помочь. Но тщетно – Гумилева расстреляли в 1921 году.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте