Чеченская война в детских сочинениях
Воевать должны не призывники, а профессионалы, – считает Роман Травников. – У человека должно быть право выбора в такой войне – идти на нее или нет.
– Каждый вооруженный конфликт надо пресекать в зародыше, – говорит Александра Бабанова. – Чтобы он не приносил таких потерь и жертв. Договориться с этими извергами по-хорошему было невозможно. У России огромный военный потенциал, и бандитов можно было бы сразу смести с лица земли силой оружия, не подставляя под пули наших мальчишек.
Саша Качаров настроен еще решительней:
– Если бы пришлось решать лично мне, то я предложил бы операцию по тотальному уничтожению бандитов техническими средствами. Без использования живой силы. А пока я уверен, что бандиты все равно будут продолжать сопротивление до последнего патрона и совершать террористические акты в наших городах.
Почти так же думает подавляющее большинство учеников старших классов Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Ижевска, Ярославля, где в пяти школах мы провели сочинения на тему: “Твое отношение к чеченской войне”. Восемь мальчишек и семь девчонок из десяти считают, что вторая чеченская “военная операция против террористов” абсолютно справедлива. Восемь из десяти старшеклассников считают, что другого (кроме военного) решения чеченской проблемы не было и быть не могло.
Вот только несколько коротких реплик из блицсочинений учеников 10-го “А” класса школы # 42 Ярославля.
“Забомбить Чечню тяжелой артиллерией и авиацией! Сделать из нее дымящуюся воронку…”
“Чечня – маленькое пятнышко на карте мира. Она об этом забывает…”
“Никакой пощады! Как они с нами, так и мы с ними!”
“Вывести всех русских и сбросить ядерную бомбу”. (Сочинения можно было не подписывать, но этот ярославский юноша его подписал – Титов).
Все мы – дети нашего времени. А наши дети – дети своих отцов и внуки времени, о котором я говорю. Имперское мышление победителей, мышление представителей сверхдержавы, заложенное предками в наши гены, еще не выветрилось. И я не думаю, что это плохо. С единственной существенной поправкой: у крепкого кулака должен быть нравственный компас.
Не по возрасту мудро рассудил ученик 7-го “В” класса лингвистической гимназии # 13 Екатеринбурга Женя Анисимов: “Мы и чеченцы по-разному понимаем справедливость. Да и Родина у нас не одна, как мы пытаемся себя и других в этом убедить, а две. Мы – империя, чеченцы – росинка этой империи.
Если младший шалит, его наказывают. Если младший не только шалит, но и хулиганит, его больно наказывают. Если младший не хулиганит, а вовсе распоясался и сделал очень больно старшему, его посылают в нокаут… В этом принципиальное отличие понимания справедливости русского и чеченца. Я узнал об этом от Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого… Кто мешал и мешает чеченцам узнать то же самое?”
Повторюсь, все без исключения юноши, ответившие на вопросы по теме заданного сочинения, оправдывают военные (и даже беспощадные) действия федеральных войск во второй (подчеркнем!) чеченской войне. Но только трое из десяти юношей старших классов хотели бы (или, скажем мягче, “были бы не против”) лично принять участие в боевых действиях на Кавказе.
“Воевать должны профессионалы, а не любители, – пишет ученик 11-го “Б” класса московской школы # 1096 Дмитрий Тимашев. – На войне надо уметь профессионально выживать. Для этого необходимо научиться профессионально убивать врага. Уметь профессионально уничтожать врага – это неотъемлемая и обязательная для юноши, мужчины часть патриотизма. Чеченцы эту истину подтверждают веками – мы же до сих пор не можем понять.
Не умирать за Родину надо, а жить ради нее!”
Ни одна из девушек-старшеклассниц, написавших сочинение по нашему заданию, добровольно не отпустила бы любимого (друга, будущего мужа…) “на фронт”, но каждая вынуждена считаться со статьей Конституции, обязывающей юношей к воинской повинности.
“На днях погиб одноклассник и друг моей сестры, – пишет ученица Тодорова из 10-го “А” класса школы # 42 Ярославля. – Но войн без смертей, наверное, не бывает…”
“Если он очень захочет на фронт, его разве удержишь?!” – вопрошает другая ярославская мадонна.
Третья категорична, как любящая мать: “Только через мой труп!”
Учителя литературы и русского языка нескольких школ Ижевска наотрез отказались провести среди учеников двух-трех старших классов сочинение на тему “Мое отношение к событиям в Чечне”. Отфутболились фразой: “Не отвлекайте по пустякам. Мы не будем тратить время на такую ерунду!”
Что это? “Сердечная недостаточность”? Социальная слепоглухонемота? Профессиональная беспомощность?
И то, и другое, и третье… Мы не случайно выбрали Ижевск для нашего (скажем так) “политико-педагогического эксперимента”. Уж очень хотелось узнать, что думают о войне как таковой на родине автомата Калашникова. Для города, насытившего мир смертоносным оружием, третий сон Веры Павловны или сомнения Пьера Безухова важнее терзаний, боли или просто бессонницы рядового чеченской бойни?
Все-таки трое юных ижевцев высказали свою точку зрения. При этом ребята были очень удивлены отказом учителей: тема Чечни в школьных “курилках” Ижевска обсуждается на каждой перемене…
“На чьи деньги воюют в Чечне? – спрашивает десятиклассница 29-й школы Ижевска Таня Смышляева. – Еще два года назад наша семья могла запросто отдохнуть в Турции – теперь проблема купить колготки.
Когда я вижу репортажи о том, как сдают кровь для раненых, я думаю, что и я смогла бы чем-то помочь российским солдатам и офицерам. Могла бы быть медсестрой, например.
Надеюсь, что через годик-другой война закончится и дружка моего единственного на фронт не отправят. Он такой хиленький. К тому же очкарик. Куда ему тягаться со страшными бородачами?!”
“Странная и страшная это война, – считает одноклассник Тани Смышляевой Андрей Красноперов, – на своей земле, со своими согражданами… Мы стали заложниками какой-то дьявольской политической ошибки.
В армию я не стремлюсь. Столько слышал о дедовщине! Армия – та же зона, как в колонии. И среди моих друзей нет таких, кто готов отправиться на такую войну…”
“У моей знакомой погиб друг. Ему было 18 лет, – рассказывает Лена Кораблева. – Вот я и думаю: наверное, это героизм – защищать Родину, но когда тебя убивают – это совсем другое…”
Наши милые, мудрые дети… Никогда бы вам не писать сочинений на эти темы…
Сергей РЫКОВ
Автор благодарит журналистов Дмитрия Григорьева,
Ирину Кедрову и Татьяну Батуеву за участие в подготовке материала
Комментарии