Неделю назад в нескольких газетах появилось сообщение о том, что шестеро студентов из Санкт-Петербурга поменяли русские фамилии на грузинские, присоединив к русским корням окончания «швили» или «дзе» в знак солидарности с грузинами, живущими в России и необоснованно подвергнутыми гонению и притеснению со стороны местных властей. А потом в «Московском комсомольце» была еще одна публикация. В статье «Идет война фамильная» говорилось о том, что «московские грузины спешно отказываются от своих корней». Они обратились в загсы с противоположной просьбой: убрать из их фамилий окончания «швили» и «дзе», а заодно нередко и поменять и имя. Лумидзе стала Лукьяновой, Турашвили – Тураковым и т.д.
Не отказываться от корней
Другие грузины осудили своих соотечественников за такое отступничество от корней и традиций.
Кстати, солидарность с опальными грузинами проявили и известные люди. В частности, актер Станислав Садальский обратился в грузинское посольство в Москве с просьбой поменять российское гражданство на грузинское в знак протеста.
Мне лично более понятен жест актера, хотя почему именно поменять одно гражданство на другое, можно просто получить еще и второе. Тем более что если в создавшейся ситуации отдельные представители местной власти повели себя, мягко говоря, некорректно по отношению к грузинам, живущим в нашей стране, то причем тут сама Россия, российское гражданство? Руководители всех мастей приходят и уходят, а страна остается. Нельзя же власть отождествлять со страной, с народом.
Что касается солидарности с грузинами, живущими в нашей стране, уважающими ее законы, то я проявил бы ее таким образом. Следовало бы создать организации, может быть, студенческие дружины, которые оберегали бы грузин от нападений, можно устраивать митинги в их защиту.
Но цель моих рассуждений все-таки о другом. Я солидарен с теми высказываниями грузин, приведенными все в той же заметке «МК», где они говорят о том, что позорно менять свою фамилию на фамилии, свойственные другой стране, это означает неуважение к своим предкам. Целиком и полностью согласен. Мои родственники в середине 90-х годов прошлого века уехали из Таджикистана, когда там начали притеснять русских. Им и в голову не пришло поменять свою фамилию Кулаковых на другую, созвучную таджикской.
Фамилия, передающаяся в основном по мужской линии из рода в род, свидетельствует о принадлежности к нему, связывает нас с предшествующими поколениями. Отказался от фамилии, значит, отказался от рода, его традиций, его корней.
Помню, в начальных классах я наспех выполнил какое-то задание, допустил ошибки, небрежно написал в тетради. Учитель, порицая меня, сказал: «Ну что же у тебя все тяп да ляп получилось?» Дома я сказал отцу: плохая у нас фамилия – Ляпуновы, от слова «ляпать», плохо делать. Фамилия у нас хорошая, древняя, сказал на это отец, многие наши предки прославили ее еще в ХV-ХVI веках. Один наш предок был членом Боярской думы, были среди Ляпуновых ученые и даже композитор. Я стараюсь не только гордиться этой древней фамилией, а и самому с достоинством носить ее. То же отношение к родовой фамилии я передам своим детям.
Александр ЛЯПУНОВ, аспирант
Снова об игровых автоматах
По пути домой мне пришлось зайти в три магазина, расположенных поблизости друг от друга, и в каждом из них я увидела игровые автоматы. Играют взрослые, а рядом с интересом следят за процессом 11-15-летние подростки. По правилам в этом возрасте ребят к таким автоматам не подпускают. Однако мало кто соблюдает эти правила. И даже играющий взрослый вызывает у меня сожаление, потому что мало кто из них остается просто любителем, большинство становятся игроманами. Игровые автоматы, или «однорукие бандиты», плодятся как грибы после дождя. Правда, на маленьком рыночке на небольшом пятачке под давлением общественности автомат закрыли. И это уже достижение. Тем не менее проблема по-прежнему остается вопиющей. Остается чувство неудовлетворенности оттого, что местные власти, как и в прошлые годы, не хотят прислушиваться ко все возрастающему голосу народа о том, чтобы игровые заведения вывести из жилых районов. Это головная боль и беспокойство прежде всего родителей, учителей и многих других людей.
В тот же день я случайно услышала грустный рассказ от своей соседки по подъезду. Мы стояли и ждали лифт. В этот момент в подъезд зашел мужчина, явно подвыпивший. Широким жестом он пригласил нас в подошедший лифт. Я сказала, что с нетрезвым человеком не поеду.
– Поедемте, – сказала мне соседка, – я его хорошо знаю, он живет надо мной. С его женой мы приятели.
Однако я все равно отказалась. Мужчина уехал один. И тут моя соседка рассказала о нем. Оказывается, он настолько увлекся игровыми автоматами, что продал машину и проиграл все вырученные деньги. Потерял работу. Потом с горя запил.
Вот один из десятков тысяч примеров того, что происходит с людьми, когда они заражаются игроманией. Слышала, что кто-то, пытаясь отыграться, продал квартиру, а директор одной школы на Урале проиграла казенные деньги.
Недавно стало известно, что готовится закон об игровом бизнесе. Это весьма обнадеживающее сообщение, однако еще до обсуждения законопроекта в Думе начали раздаваться громкие голоса в защиту игорного бизнеса. Причастные к нему, как владельцы разумеется, грозят тем, что этот вид бизнеса после запрета просто уйдет в подполье. Не уйдет, тем более если участковые будут внимательно и честно следить за тем, что происходит в их микрорайоне, если, конечно, их как следует обязать это делать.
Защитники игорного бизнеса пошли еще на одну меру: они устроили митинг из тех людей, которые там работают. Они вышли с лозунгами, которые гласили: вынесение игровых залов и автоматов за черту города грозит нам безработицей. Нам нечем будет кормить своих детей. Это звучит цинично. Хотелось бы их спросить, а вы думали о том, что вы своей работой обездоливаете и сиротите другие семьи? Не лучше ли было на таком митинге потребовать обязательного своего трудоустройства?
Екатерина МАКАРОВА, студентка
Терпимость и понимание
Опасные для существования человечества явления современного мира: бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы. Уже окрещенный чумой ХХI столетия терроризм, распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам вызвали к жизни понятие толерантности. С материализацией идей толерантности связывают ни много ни мало надежды на выживание человечества в новом столетии.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. «Копилка» толерантности постоянно пополняется.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
Глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения («я его еле терплю»), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку. Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. Толерантность как снисхождение позволяет уважать чужую позицию.
Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко. В России применительно к выходцам с Кавказа («фейс контроль» в метро и т.д.). Почему же люди настолько плохо относятся к представителям другой национальности?
Ведь мы все живем на одной планете и мы все одинаковые перед Богом. Почему мы не можем жить в спокойствии и в мире, а также в гармонии? Конечно, я согласна с тем, что есть и среди приезжих люди, которые не уважают наши традиции, нашу культуру, ведут себя вызывающе. Так почему же россияне не способны быть толерантны и не могут принять их в свое общество? Постоянный поиск «врага» рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности «своих», которые всегда сильнее «чужих».
В Краснодарском крае идет рост антикавказских настроений и преследование представителей народов Кавказа, особенно усилившиеся с началом второй войны в Чечне. Растет число активных и откровенно агрессивных экстремистских националистических и неонацистских группировок. Государственная борьба с терроризмом оборачивается нарушениями прав человека в Чечне. Создается стереотип: кавказцы в русских городах – торговцы, нарушители традиций, бандиты, создается устойчивый образ врага.
При воспитании толерантности у детей нередко педагоги сталкиваются с трудностями психологического порядка. Сейчас в школе используется большое число учебников для преподавания сопутствующих формированию толерантного отношения дисциплин: основы права, граждановедение, обществознание и, конечно, литература, история.
О терпимости к другим людям надо говорить постоянно, и не только в школе, но и с экрана телевидения, чтобы развеять образ врага.
Ирина ФЕДОСЕЕВА, ученица 11-го класса
В этом
наш долг
Сегодня много говорят о беспризорных детях, показывают малышей в детских домах, которые растут без родительской ласки. Мне всегда было их жалко. Помню, в десятом классе я почти всю ночь проплакала после того, как посмотрела телесюжет о том, как одна молодая мать оставила зимой прямо на улице свою трехлетнюю дочь и убежала. Девочка едва не погибла, потому что время было очень позднее, и прохожих не было.
Теперь мне 20 лет, я учусь на предпоследнем курсе биологического факультета МГУ и решила удочерить маленькую девочку 2-3 лет из детского дома. Выбрала один из детдомов и поехала туда в начале сентября. Заведующая и персонал очень хорошо отнеслись к моей идее, но мне отказали наотрез в моей просьбе. Причины отказа, по их мнению, очень веские. Я одна, не замужем, к тому же еще студентка, пока не имею постоянного заработка. Напрасно я убеждала, что мои родители, бабушки и дедушки готовы мне помогать, о чем я могу принести и письменное согласие, работники детдома были непреклонны.
Не знаю, может быть, они в чем-то и правы. Но когда у меня появится своя семья, я обязательно тем не менее возьму на воспитание ребенка из детского дома, потому что считаю это своим долгом. Именно так поступила моя одноклассница Кира Васильева, я с гордостью называю ее имя. Она взяла на воспитание трехлетнего мальчика. У нее теперь растет собственная дочка и приемный сын. Когда она ее родила в девятнадцать лет, врачи сказали: «У вас, к сожалению, больше не может быть детей». Вот тогда Кира решила, как только девочка немного подрастет найти ей братика. Теперь ее детишкам по четыре года. У Киры есть мечта: года через 2-3 взять в свою семью еще одного ребенка.
Моя прабабушка в годы войны взяла на воспитание двух сирот, родители которых погибли на фронте. Я долгое время даже не знала, что это не родные ее сыновья, потому что она к ним относилась так же, как и к родным дочерям. Так что у нас в семье, вернее, в роду, есть традиция выращивать приемных детей.
Мне кажется, что большинство нормальных российских семей, у которых есть достаток, должны считать своим гражданским долгом вырастить сироту или брошенного ребенка, или по крайней мере взять опекунство над одним из воспитанников детского дома. Тогда в нашей стране почти не останется несчастных детей, тогда эти бедные подросшие ребята перестанут пополнять ряды преступников, а наше общество станет здоровее, нравственнее, благополучнее.
Жанна КОРОСТЕЛЕВА, студентка
Комментарии