Защити себя сам
Если по финансовым причинам вы не можете небрежно заявить: “С вами будет иметь дело мой личный адвокат”, то можете обратиться за консультацией в Центр правовой защиты (ЦПЗ) при Новосибирском университете.
Иду разбираться. Универовские правозащитники получили помещение! Центр правовой защиты скрывается за неприметной дверью с торца общежития. Коридор напоминает декорации из классического фильма ужасов. Тусклое освещение, какие-то трубы, темные проемы в стенах. Единственный признак жизни – развешанные повсюду предупреждения: “Осторожно, труба сверху!”, “Осторожно…!”. Преодолевший все препятствия будущий клиент попадает в ЦПЗ. Он существует уже четвертый год. Здесь работают – именно так: грамотно и квалифицированно – студенты НГУ третьего-пятого курсов, изучающие экономику и право. С одной стороны, для них это хорошая практика, с другой – они могут бесплатно оказать своим товарищам конкретную помощь, причем обращаются к ним не только студенты.
Основная функция Центра – консультация. Чаще всего задают вопросы, связанные с гражданством или с вечно актуальной для молодых людей проблемой службы в армии. Студенты, работающие в Центре утверждают, что клиентов у них хватает.
Я поинтересовалась, как сотрудники Центра оценивают общий уровень знания посетителями их собственных прав. Насколько хорошо люди знают законы своей страны?
Выяснилось, что большинство не знает элементарного! Мне кажется, что это прежде всего проблема школьного образования, в решение которой на местном уровне Центр внес определенный вклад: недавно организация получила грант на осуществление проекта “Правовое просвещение школьников” и провел лекции по разным отраслям права в выпускных классах школ Советского района и различные просветительские тренинги.
В целом в ходе беседы у меня сложилось впечатление, что Центр находится в состоянии развития. Он стремится сотрудничать с депутатами, получать новые гранты… Консультацию можно получить в непосредственной беседе или через Internet (e-mail:legaladmin@mail.ru). Здесь можно узнать все о своих правах на общежитие, профилакторий и поликлинику, стипендию, бесплатное образование и т.д.
Мне кажется, что рождение идеи такой организации, задуманной и воплощенной в жизнь инициативными и стремящимися к профессионализму студентами, является показателем настроения молодежи. Похоже, увековеченный в анекдотах образ беспечного студента, бренчащего на гитаре и живущего весело от сессии до сессии, становится достоянием истории, а на смену ему приходит целеустремленный молодой человек. Времена меняются.
Когда-то студент, закончив институт, гарантированно получал рабочее место (причем особого выбора у него не было), зарплату. Его будущее было предопределено. В чем-то вся жизнь советского человека напоминала очередь за колбасой: дождался – получил то, что полагается, но не больше и не меньше, чем “следует”. Сегодня у молодых людей есть неограниченные возможности для профессионального роста, и многие готовы ими воспользоваться. Организация, о которой идет речь, – вполне серьезное мероприятие. В какой-то мере отражает общее настроение молодежи (по крайней мере, у меня о моих сверстниках складывается именно такое впечатление), которая под внешней беззаботностью и естественным желанием хорошо провести время скрывает вполне серьезные амбиции и готовность цивилизованно отстаивать свои права и нести ответственность за свое будущее. Человек, умеющий добиваться исполнения законов, защищать свои и чужие права, нужен обществу и для его стабильности.
Елена ПОЛЯКОВА,
студентка факультета журналистики
Новосибирск
У нас появилась надежда
Наконец-то объявили о реформе наших Вооруженных сил. Пожалуйста, все наше население давно ожидало этого, а не только те, кто имеет к ним самое непосредственное отношение. Интерес к обороноспособности нашей армии значительно возрос во всех слоях граждан после событий 11 сентября в США. Они заставили нас задуматься о том, насколько нас могут защитить от внезапного нападения террористов. Это одна сторона. Другая, пожалуй, несмотря ни на что, не менее волнует людей, особенно матерей и отцов, а также самих парней, которым в самые ближайшие годы предстоит служить в армии. Их волнуют все те же проблемы: будут ли по-прежнему посылать в $горячие точки”, в том числе в Чечню, новобранцев, останется ли в обновленной армии “дедовщина”.
Я слышала, как горячо обсуждают эти вопросы женщины, имеющие сыновей в возрасте 13-15 лет, а также студенты. Ведь, скажем, моим однокурсникам сейчас по 19-20 лет, то есть и они при случае могут быть призваны.
Сегодня служба в Вооруженных силах пугает абсолютно всех потенциальных призывников. Эта тревога, особенно самих родителей была, и до начала боевых действий в Чечне.
Мой дядя служил в армии в конце семидесятых годов. Его призвали сразу же после окончания Московского энергетического института. И почти с первых дней он столкнулся с самой настоящей “дедовщиной”. Дядя мог бы стать инвалидом на всю жизнь, потому что его жестоко избивали не только старослужащие, но и младшие офицеры. Били и пряжкой от ремня, и головой о стену. Он дважды лежал в госпитале с сотрясением мозга. Демобилизовавшись, мой дядя не смог учиться в аспирантуре, ему пришлось много лет лечиться. Да и сейчас его мучают частые головные боли. О том, что с ним было в годы службы в армии, дядя рассказал нам только в начале девяностых годов, потому что в семидесятые с него взяли слово, что он никогда никому не расскажет про дедовщину в армии.
Сын сослуживца моего отца Дима служил совсем недавно. Самое удивительное, что он пошел в армию, можно сказать, добровольно, хотя у него были причины избежать этого.
Дима после окончания школы поступил в один технический вуз, но скоро понял, что будущая специальность ему не подходит. Другой бы на его месте доучился на первом курсе, а затем либо перевелся в другой, либо стал поступать снова. Но Дима бросил вуз уже в январе, а весной его забрали в армию. Та “дедовщина”, с которой столкнулся этот юноша, прямо угрожала его жизни. Помог случай. Вместе с Димой служил парень из его же школы, правда, тот был призван на год раньше, поэтому раньше и вернулся домой. Он пришел к родителям Димы и рассказал, что происходит в их части. Отец мальчика, юрист по профессии, тут же поехал к месту службы сына и добился, чтобы его отпустили по состоянию здоровья. Вот эти два эпизода красноречиво говорят о том, что происходит в нашей армии с солдатами.
И вот теперь появилась надежда, в том числе и в нашей семьей (моему брату скоро исполнится 13 лет), что многое в армии изменится в лучшую сторону. Перевод части на контрактную основу, сокращение срочной службы до шести месяцев, введение альтернативной службы помогут сохранить не только здоровье, но и жизнь тысячам наших парней, сделает наши Вооруженные силы более боеспособными и дисциплинированными. Тогда, думаю, не будут больше брать на службу душевнобольных, хулиганов, бывших заключенных, которые чаще всего и затевали эти “неуставные отношения”.
Алиса ОСИНА,
студентка
Москва
Родительский дом – надежный причал
Дом – это люди, которые в нем живут. Это семья, которую объединяют не только родственные отношения, но и любовь, забота друг от друге. Это место, где тебя всегда ждут, где тебе всегда рады, где тебя всегда поймут и помогут. Родительский дом – это ласковый голос мамы, это вкусный запах любимого блюда. Здесь долгими зимними вечерами за чашкой чая всегда собирается вместе вся семья. Для меня наш дом – это самое уютное, самое лучшее, самое надежное, самое любимое место на Земле. Теплота семейного очага. От чего она зависит? Как ее сохранить? Я думаю, что ее создают и сохраняют все члены семьи. Надо уважать и помогать друг другу, не ссориться по пустякам, не предавать друг друга, заботиться друг о друге. Все дела всегда делать вместе, сообща, научиться уступать друг другу. Я думаю, что никогда и никому не стоит рассказывать о своей семье что-то плохое, недостойное.
Я считаю, что счастье семьи зависит от многих причин, и от каждого ее члена. Счастливы, наверное, те семьи, в которых главной целью и ценностью являются забота о детях и о престарелых родителях, где царят любовь, доброта и взаимопомощь.
Семейное счастье не дар божий, а душевный каждодневный труд всех ее членов, и оно требует большого творчества, сил каждого. Наверное, в семье каждый в первую очередь должен постоянно помнить о своих обязанностях, а уж потом о правах. Родители заботятся о детях, дети слушаются и не огорчают их.
Самым главным богатством счастливой семьи является желание и умение всех ее членов понять и простить, что бы ни случилось в жизни. Не ссориться, не грубить, стараться помочь друг другу, не раздражаться. Чтобы понять родных тебе людей и быть понятому самому, важно поставить себя на место другого человека и подумать, а как ты поступил бы в этом случае.
Андрей ЗЕМЛЯКОВ,
ученик 8-го класса
Ростов-на-Дону
Что значит быть достойным гражданином
Я – гражданин. Когда произносишь это сочетание вслух, то невольно ощущаешь необыкновенную приподнятость духа; хочется расправить плечи, высоко поднять голову и запеть что-то строгое и торжественное. Эта песня не будет хвалебным гимном, набором трескучих фраз, в ней будет чувствоваться и звон колоколов Великого Новгорода, и шелест подмосковных берез, и трепетание стягов на Куликовском поле и Бородинском, и тихий плач моей прабабушки – вдовы, не дождавшейся мужа с Великой Отечественной, и радостный смех моей мамы после первой моей пятерки в дневнике.
Осторожно, время! Гражданин вспоминает тебя и “прирастает” к своей Родине. Я – гражданин России. Я учусь быть мудрой и великодушной, терпеливой и полезной. Да, я не оговорилась, именно этими качествами, на мой взгляд, должен обладать достойный гражданин своего Отечества. Только тогда строгая фраза в свидетельстве о рождении (позже и в паспорте) о гражданственности перестанет быть фразой, а наполнится смыслом. Это только формально мы изначально рождаемся гражданами того или иного государства, а на самом деле до Гражданина нужно дорасти, как дорасти до Личности, Женщины, Матери.
Я учусь только в 7-м классе, еще очень мало что умею, но я понимаю главное – жизнь не начинается “завтра”, я живу уже сегодня. На мой взгляд, достойно жить – это жить по совести, без зависти, открыто, пытаться понять и объяснить поступки людей, уметь жить в обществе. Как часто мы не понимаем, что общество – это не кто-то, а наши близкие, соседи, одноклассники, учителя.
Достойный человек не будет учиться ради оценок, он попытается получать знания. Достойный человек научится уважать чужой труд. Ведь если это все не станет нормой в детстве, то во взрослой жизни этому никогда уже не научишься.
Мне кажется, что главное для гражданина – это принимать свою страну любой и пытаться сделать ее лучше. Сейчас стало чуть не нормой ругать прошлое своей страны. А достойно ли это? Вы видели хоть одного американца или англичанина, которые так говорят о своей родине? Вряд ли. Почему же мы так бессердечно “выворачиваем” наизнанку свою Родину? Мне кажется, это так же безнравственно, как прилюдно рассказывать о болезни своей мамы или о причине развода родителей.
Екатерина ЧИКИНДА,
Комсомольск-на-Амуре
Главное для меня – приносить пользу людям
Любить Родину – значит хорошо знать ее историю, гордиться людьми, которые, не жалея своих сил и жизни, трудились в тылу и воевали на фронтах в годы Великой Отечественной войны. Вот почему я принимаю активное участие в поисковой работе. Поэтому я расспрашивала своих дедушку и бабушку о их нелегком труде в тылу. Расспрашивала наших учителей о их родственниках, которые доблестно воевали и самоотверженно трудились в годы войны. Недавно в нашем школьном музее состоялась встреча с ветеранами войны. Об одном из них я собрала интересный материал. И снова у меня на душе радость оттого, что и я внесла маленькую частичку труда, чтобы и ветераны, и наши ребята дарили друг другу доброту. Дарить добро людям – самое главное в жизни, мне так кажется.
Люди, какой бы они ни были национальности, должны уважительно относиться друг к другу. Я по национальности нанайка. Мне порой обидно, когда я слышу насмешки в адрес людей моей нации. В нашем классе учатся и белорусы, и русские, и украинцы, и нанайцы. Со временем ребята стали воспитаннее благодаря частым беседам и урокам граждановедения. Я несколько раз выступала в классе, зачитывая словесный портрет некоторых моих одноклассников. Я стараюсь найти в их характерах не только отрицательные черты, но и положительные. После моих выступлений двое мальчиков перестали отпускать обидные шутки в адрес нанайцев. Теперь я думаю, что они не станут издеваться над бездомными животными и ломать деревья. Эти ребята с удовольствием принимали участие в сценках на уроках истории, когда мы знакомились с древней историей Дальнего Востока. Они охотно и с интересом надевали нанайские халаты и искренне старались изобразить героев из нанайского мифа. Мне радостно, что я помогла мальчикам понять и принять обычаи моего народа.
Я в свою очередь стараюсь уважительно относиться к культуре русского, белорусского и других народов. Ведь если мы будем ссориться, как же мы будем жить вместе? Нашу Родину издавна населяли народы многих национальностей. Любить Родину – значит уважать традиции и обычаи других народов.
Думаю, что небольшие эпизоды из моей еще маленькой биографии – яркое доказательство того, что я уже гражданин моей Родины. Главное в моей жизни то, что многое, что не приносит людям пользу, стараюсь изменить.
Ирина БЕЛЬДЫ,
ученица 7-го класса
Амурск
Справедливая школа – какая она?
Мы хотим учиться в справедливой школе. Как мы ее себе представляем? Мы подумали и решили, что у Справедливого учителя не должно быть “любимчиков”. Справедливый учитель должен ставить справедливые оценки. Справедливый учитель никогда не поставит себя выше ученика. Справедливый учитель не назовет творческую работу ученика “бредом”. Справедливый учитель не должен забывать, что он сам был учеником. Он всегда должен объяснить ему то, что он не понимает, поддержать в трудной ситуации. Справедливые учителя не должны задерживать детей на перемене, так как они не успевают отдохнуть. Учителя не должны завышать оценки, так как в этом случае ученик получает ошибочное представление о своих знаниях и перестает заниматься.
В Справедливой школе не должно быть оценок по изобразительному искусству, музыке и физкультуре, а должны быть “зачет” и “незачет”, потому что все люди от природы наделены разными способностями. Если ученик старается, и даже если у него не очень хорошо получается, то надо ставить “зачет”, ну а если он может, а просто не хочет, то, конечно, “незачет”. Справедливая школа не должна быть переполнена: тогда меньше будет случаев травматизма, да и учиться станет легче. Справедливая школа – это не только ее внутренняя атмосфера, но и ее внешний вид: каждый кабинет нужно оборудовать в соответствии с предметом, который в нем преподается. Должны быть специальные шкафчики для хранения учебников, потому что очень тяжело носить все учебники с собой.
Один из признаков Справедливой школы – деление каждого класса на группы согласно выбранному направлению после 3-4 общеобразовательных классов. Справедливая школа – это и справедливые ученики. Они должны доброжелательно относиться друг к другу и к учителям в том числе. Директором справедливой школы должен быть человек вежливый и справедливый, хороший организатор, с широким кругозором.
Вот такой, на наш взгляд, должна быть Справедливая школа, в которую ученики ходили бы как на праздник.
Ученики 9-го класса лицея N 395
Санкт-Петербург
Комментарии