Физики и лирики XXI века
Когда наши родители учились в школе, в газетах развернулась дискуссия о том, кто важнее: физики или лирики, кто из них больше пользы принесет стране, обществу? “Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне”, – сетовал по этому поводу один поэт. Спор, насколько мне известно, ни к чему не привел. Часть общества была на стороне лириков, другая – на стороне физиков. Однако многие писатели, журналисты считали: время лириков кануло в прошлое, в век космоса и электроники на первое место выходят представители этих направлений, и чем дальше, тем больше именно от специалистов, продвигающих точные науки, зависит будущее человечества. Так утверждали люди, считавшие первостепенной задачей развитие физики, химии, математики. И они тем не менее стали победителями этой идеи, потому что и в среднем образовании, и в высшем (за исключением гуманитарных факультетов) преобладали естественно-математические науки. Считалось, что будущим инженерам, офицерам, экономистам и т.д. ни к чему знать литературу, искусство. И тем не менее лирики не исчезли совсем. Они не стали редкостью и в XXI веке, который считают еще более прагматичным, чем прошлый.
По-моему, в большинстве людей сочетаются два начала: физик и лирик. Одно из них обязательно преобладает. Вот почему среди ученых, избравших точные науки делом всей свой жизни, немало тех, кто хорошо знает и любит музыку, театр, художественную литературу. Но это люди избранные. Однако и обычным студентам технических вузов не чужда поэзия, музыка. Недаром английский философ Герберт Спенсер писал: “Общепринятое мнение, будто наука и поэзия – две противоположности, большое заблуждение, неправда, чтобы истины науки были лишены поэзии. Напротив, наука раскрывает перед ними целый мир поэзии”. Другой философ, И.Фихте, считал, что все научные исследования должны вести к высшей цели человечества – к облагораживанию рода, от питомцев наук должна распространяться человечность в высшем смысле этого слов”.
Я учусь в Московской академии леса. Среди моих однокурсников – будущих инженеров, экономистов – есть такие, которые сами пишут стихи, сочиняют музыку. Прошлым летом мы ездили на Урал, в туристический молодежный лагерь. Там собрались преимущественно студенты технических вузов, и не только из Москвы, но и из других городов России. По вечерам мы устраивали вечера поэзии, которые продолжались по 5-6 часов. Все или почти все читали стихи, свои, русских и зарубежных классиков. Чаще всего звучали произведения Пушкина, Лермонтова, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, Бродского. И самое удивительное, “технари” больше знали стихов наизусть, нежели гуманитарии. Возможно, этот эпизод не вполне типичный, и немало среди сегодняшних учащихся в любом учебном заведении найдется таких, которые с трудом назовут два-три произведения Пушкина.
И все же современные студенты независимо от будущей профессии не чужды лирике. В этом отношении мы мало чем отличаемся от наших родителей, хотя в отличие от них, кроме учебы, работаем.
Анастасия МЕДВЕДЕВА,
студентка
Москва
Общество должно знать, что происходит в армии
Мой брат служит недалеко от дома, часто получает выходные за хорошую службу. У них, по его словам, нет совсем дедовщины. Думаю, что это все потому, что среди солдат много местных, из Подмосковья, парней, и еще потому, что они не оторваны от семьи. Это пока нетипичный пример, и это не означает, что в нашей армии что-то налаживается. Однако, судя по тем многочисленным сообщениям о том, что то в одной области страны, то в другой совершают побег солдаты срочной службы да еще предварительно совершив преступление, ситуация с правами военнослужащих остается тревожной.
Значит, по-прежнему существуют внеуставные отношения, по-прежнему унижают и бьют солдаты друг друга, а их самих офицеры. Я спросила своего дядю, который служил в армии в советское время на территории Украины, были ли у них внеуставные отношения. “Конечно были, – ответил он. – Они начались еще в шестидесятые годы, когда на службу стали брать тех, кто был осужден и отсидел свой срок”.
– А тебе удалось избежать издевательств? – продолжала я расспрашивать своего дядю.
– К сожалению, нет. Я дважды лежал в госпитале, один раз с сотрясением мозга, а мой друг – с переломом двух ребер. Дикие драки между солдатами порой возникали из-за пустяков. А теперь еще и наркотики способствуют тому, что ребята с помощью силы выясняют свои отношения.
Что же делать? Как сделать так, чтобы служба в армии стала для большинства наших юношей притягательной? Чтобы туда идти было столько желающих, что военкоматам приходилось бы отбирать лучших? Я читала, что в Израиле армия настолько популярна среди молодежи, что парни и девушки стремятся служить, считают за честь лучшие годы отдать службе во имя защиты своей родины.
Нам же пока далеко до такого отношения к армейской службе. Почему-то не слышно, чтобы предпринимались какие-то меры по искоренению дедовщины. О том, что кто-то в очередной раз дезертировал из армии, сообщают по всем каналам, а о том, что кто-то наказан за то, что допускает такие отношения между солдатами, ни разу не читала и не слышала.
Настало время больше не скрывать от общества, как живут солдаты в казармах, чтобы не только организация солдатских матерей, но и другие, в том числе и молодежные, могли в любое время провести проверку.
Порой создается впечатление, что именно военные (имеются в виду именно руководители разных рангов) не заинтересованы в улучшении атмосферы в воинских частях, они продолжают скрывать то, что так или иначе становится известным. Необходима самая широкая гласность о том, в каких условиях служат и живут наши солдаты.
Галина САВИНА,
студентка
Московская область
Мы создаем жизнь силой своего выбора
Каждый человек хочет прожить свою жизнь хорошо, хочет стать значимым, мечтает испытывать как можно больше радости от прожитых дней. Но каждый ли из нас прилагает к этому желанию свои усилия? С детства нас учат читать, писать, считать. Позже нас учат готовить еду, вести себя в обществе правильно и достойно, да и еще многому другому нас учат в семье и в школе. А всегда ли человеку хватает этих знаний, чтобы быть счастливым? Одна из проблем, которая многим не дает покоя, – это желание и способность ставить перед собой цели и добиваться их.
А для этого я должна знать, чего я хочу добиться в жизни, каковы мои способности и возможности для достижения цели, действительно ли мне нравится то, что я считаю нужным и правильным? Только недавно я серьезно начала задумываться над тем, как и почему я выбираю тех или иных друзей, стала много думать о выборе будущей профессии, стала анализировать свои поступки, слова, мысли и чувства. Почему я говорю и действую так, а не иначе? И если я искренне отвечаю самой себе на эти вопросы, то, наверное, научусь делать правильный выбор в своей жизни. Любое твое решение – это твой выбор, который ты сделаешь из тысячи возможных вариантов. Ставя перед собой цель и выбирая средства достижения ее, ты выбираешь один путь, один вариант, а значит, отказываешься от чего-то другого, ведь невозможно одновременно выбирать все сразу, добиться всего одновременно.
Каждый выбор требует от человека определенных усилий, каких-то практических действий, активности и стремления к достижению этих целей. И, конечно, успех во многом зависит от силы желаний. Есть одно очень известное изречение “Хочешь быть счастливым, будь им!” Чтобы следовать этому правилу, надо вновь выбирать: добиваться своего счастья умом и трудолюбием или “плывя по течению”, ничего не предпринимая самостоятельно, ждать, когда счастье и удача сами найдут меня. Я поняла, что вся моя будущая жизнь зависит от правильности моего выбора сейчас, именно сегодня мне надо выбрать такой путь, чтобы потом никого не обвинять в своих неудачах.
Марина ПОВЕРЕННАЯ,
ученица 9-го “И” класса
Ростов-на-Дону
Все зависит от директора
Говорят, что демократическому стилю жизни надо учиться еще в школе. Это правильно. Только далеко не во всех школах даже сегодня этому учат. До девятого класса я училась под руководством авторитарного директора. Анна Михайловна, так ее зовут, считавшая только себя непогрешимой и истиной в последней инстанции, тем не менее пыталась играть в демократию. По ее инициативе был избран школьный парламент, причем сами выборы были чисто формальными. По рекомендации Анны Михайловны каждый классный руководитель должен был выдвинуть или назначить двух кандидатов в этот орган, а ученики за них только голосовали.
Этот парламент был полностью зависим от воли директора. Она сама составляла план его работы. Перед очередным совещанием парламента специально обсуждала вопросы, которые ему предстояло рассмотреть, и давала свои рекомендации по тому, какое решение необходимо будет принять.
В парламент нередко поступали жалобы от учеников. И, конечно же, сначала с ними знакомилась Анна Михайловна и советовала, что следует ответить автору, и, что удивительно, всегда спор разрешала в пользу учителя, если конфликт был на уровне учитель – ученик. У моего одноклассника случился конфликт с учительницей математики. Была контрольная работа. Максим сидел за партой один, он выбрал для себя первый вариант. Когда математичка проверила тетради, то ему ничего не поставила, сказав, что нужно было делать второй вариант, потому что раньше он всегда сидел справа, а теперь вот без спроса пересел на левую сторону. Максим, кстати, почти отличник по всем предметам, заявил, что он и в другой раз, возможно, выберет первый вариант, потому что это его право. Конечно, учительница тут же его одернула, сказав, что никаких прав у него нет, что на уроке он должен во всем беспрекословно подчиняться педагогу.
На следующем уроке математики Максима пересадили на другую парту, где он и в самом деле теперь оказался справа. “Теперь ты со мной не поспоришь”, – сказала ему учительница, довольная своей победой. Но Максим не успокоился: когда на другой день началась математика,он сидел на своем прежнем месте. Его тут же выставили из класса и запретили приходить в школу без родителей. Ребята и классный руководитель были на стороне Максима, но директор строго приказала: “За грубость и непослушание снизить оценку по поведению”. В итоге он получил на балл ниже не только по поведению, но и по математике. Так что ни о какой демократии в этой школе не может быть и речи.
Теперь я учусь в другой. И очень довольна. У нас есть свой парламент. И свой президент. Мы их выбираем сами. Ни директор, ни учителя не вмешиваются в процедуру выборов. А самое главное – к нашему мнению прислушиваются и педагоги, и администрация, с нами советуются. В этой школе ребят по-настоящему готовят жить в правовом, демократическом обществе.
Марина НЕСТЕРОВА,
ученица 11-го класса
Новосибирск
Что я могу? Что я смею? Что я умею?
В своей жизни мы постоянно совершаем выбор. Он может быть глобальным и кардинальным, а может касаться какой-то мелочи. Наш выбор может явиться результатом глубоких раздумий, взвешивания всех “за” и “против”, а может быть сделан без колебаний, наобум. Но в любом случае это наше решение, этот выбор – наш, это он творит нашу жизнь и нас самих, ибо, как пишет современный индийский писатель Ананта Мурти: “Даже если я потерял голову, все равно выбор был мой. Весь смысл выбора в том, что человек иной раз теряет голову, иначе все было бы просто. Мы сами творим себя тем, что выбираем, мы сами придаем форму и очертания этому нечто, которое зовем собой”.
Задумываясь в отрочестве и юности о будущем, планируя его, мы вольно или невольно проектируем себя, проигрывая в воображении привлекающие нас роли. Как писал публицист и литератор А. Левиков: “Есть, однако, разные уровни желаний и выбора. Один из них житейский, практический. Каждый из нас неизбежно решает для себя: куда пойти учиться после школы, кем и где работать, где устроиться”. В юношеском возрасте каждый стоит перед этим выбором. Но выбрать надо ту одну профессию, которая бы максимально соответствовала твоим способностям и твоей индивидуальности. А этот выбор сделать не так-то легко, а честно говоря, очень трудно.
Все мы живем в социуме, в обществе людей, и поэтому не только мы оказываем влияние на окружающих, но и общество оказывает влияние на каждого из нас. Это и многочисленные советы взрослых, умудренных жизнью людей, в том числе родителей, примеры других людей. На выбор будущей профессии оказывает влияние такой специфический фактор, как мода на профессию.
На уроках обществознания, на занятиях по курсу “Мой выбор” мы много говорим о понятии “личность”, о долге и ответственности, о правах и обязанностях человека. Я считаю, что об этом в школе надо говорить обязательно, ведь многие подростки в свои 14-15 лет даже не задумываются о серьезности своих поступков и своего выбора. Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и, принимая на себя эту ответственность, отвечать за свой выбор. “Желай мочь должное”, – написал в одном из своих философских сонетов Леонардо да Винчи. Слова эти и сейчас звучат очень современно. А теперь давайте попробуем понять смысл этих слов. Понятие “личность” всегда ассоциируется с вопросом “Кто я?”. А в свою очередь, по определению известного социолога И. Кона, вопрос “Кто я?” сводится к трем вопросам: “Что я могу?”, “Что я смею?”, “Что я умею?”.
Невозможно прожить всю жизнь, только получая от других, иначе ты превратишься в потребителя, а не в созидателя. Надо учиться давать людям, обществу свои знания, талант, а главное – не быть равнодушным наблюдателем жизни. А все это дается только трудом: трудом физическим, трудом душевным. Если же нет привычки трудиться или по крайней мере желания преодолевать трудности, то цель, которую человек ставит перед собой, он никогда не достигнет. Выбором такого человека будут только желания и неосуществимые мечты, в реальной жизни без труда настоящих побед не достичь. Примеров этому можно приводить бесконечно много. А вот большинство человеческих пороков и жизненных неудач кроются, на мой взгляд, в лени и отсутствии желания добиваться успеха своим трудом. Конечно, трудиться не всегда приятное дело, но и здесь человек тоже выбирает.
Без цели, к которой идет человек всю свою жизнь, нельзя рассуждать и о средствах выбора. В своем наброске “История вчерашнего дня” Л. Толстой говорит: “Задать себе цель никак нельзя, это я пробовал сколько раз, не выходило. Надо не выдумывать ее, но найти такую, которая была бы сообразна с наклонностями человека, которая бы и прежде существовала, но которую я только бы осознал”. Здесь, как и во многих своих произведениях, Л. Толстой рассуждает о сознании человеком своего предназначения в мире. Ведь мы, а значит, и весь наш мир, все общество каждый час, каждую минуту, каждый миг выбираем между миром и войной, демократией и тоталитаризмом, гуманизмом и человеконенавистничеством, толерантностью и неприятием другой точки зрения и другого мнения.
Выбор этот делается не в одиночку, ведь мое “я” неразрывно связано с множеством “мы” – наших предков, современников, единомышленников, на опыт которых человек опирается и которые в свою очередь нуждаются в нем.
Но человеческое “я” не просто капля, которая точит камень, оно обладает собственной волей и способностью различать добро и зло, желанием самостоятельно строить свою жизнь. И если каждый человек самостоятельно и осознанно сделает правильный выбор, быть может, тогда бурный поток добра унесет в небытие твердь зла.
Анастасия СТОЛБОВСКАЯ,
ученица 9-го класса
Ростов-на-Дону
Комментарии