Ученикам Саранской экономико-правовой гимназии N 23 повезло, потому что уроки права ведет у них такая замечательная учительница, как Майя Яковлевна Коляденкова. Она научила ребят смело высказывать собственное мнение, отстаивать свои убеждения, честь и достоинство, защищать свои права и за пределами школы. Воспитанники Майи Коляденковой – активные участники республиканских и всероссийских конкурсов и олимпиад. Сегодня мы публикуем сочинения-размышления ее девятиклассников.
“Детовщина”
Детовщина – это нарушение прав ребенка детьми. Как бы ни следили педагоги за учениками, чего бы ни предпринимали – все равно найдется щель, куда просочится это явление. Ярким примером является реакция на “новенького”. В разных школах и классах она проявляется по-разному. Все зависит от возраста и, главное, воспитания детей. Чаще всего “новеньких” сначала пробуют физически (пара “дружеских” пинков, толчков). Конечно, не обходится без обзывательств. А ведь уже одно оскорбительное слово есть нарушение права. Что же говорить об остальном? Пройдя (или не пройдя) физические испытания, школьник, если у него хорошо работает мозг, подвергается моральной давке. Валентин Распутин писал: “Хуже всего приходится тому, кто в своем деле вырвется вперед. Тогда не жди пощады, не ищи заступничества. Для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет следом”. Хорошо, если “вырвавшийся в своем деле вперед” человек – лидер по складу ума. Тогда в других свою роль сыграет “стадный инстинкт”, и они будут везде следовать за ним, подражать ему во всем. А что если человек не обладает необходимыми качествами? Моральная давка со стороны усилится. Раз пожалуешься учителю, два пожалуешься, а на третий запросто услышишь: “Вечно недоволен! Не люблю, когда плачут!”
Зачем же создали Конвенцию о правах ребенка? Зачем? Да, она в какой-то мере защищает, я согласна. Но не всегда и не во всем.
Все рождаются одинаковыми – маленькими и беззащитными. Но кто-то – вырастает завистливым, а кто-то – слишком добреньким, кто-то балбесом, а кто-то – гением. Но ведь быть умным – не значит правильно, быстро и рационально решить задачу или грамотно составить предложение. Умный человек должен контролировать свои поступки, не поддаваться чувству зависти и т.п.
Особенно обидно, когда в школе получаешь обиды от человека, по существу ранимого (или даже трусливого), но выставляющего вперед свои “колючки”, пытающегося прикрыть свою бесхребетность показной пренебрежительностью, равнодушием, ненавистью.
Хочу привести одно стихотворение. Автор его, видимо, хороший психолог:
Крокодил бескрокодильный!
Даже и не верится.
Человек бесчеловечный –
Жуть с таким вот встретиться.
Можно перечислить много примеров нарушения прав ребенка детьми: избиения, вымогательства, оскорбления, а иногда даже убийства и изнасилования, но зачем же пачкать чистые листы, продолжая писать всю эту грязь в качестве примеров? Нет в мире ничего абсолютно идеального, равно как и абсолютно безнравственного…
Наталия СИМКИНА,
ученица 9-го класса
Саранск
Белая ворона
Кто же они – “белые вороны”? Это те люди, кого не понимают в школе, а потом и во взрослой жизни. Они “не такие, как все”. Они не так одеты, читают не те книги, слушают не ту музыку, у них не те увлечения. А раз ты не такой, как мы, тебе нет места среди нас. И если такой человек в коллективе есть, то его либо вообще не замечают, создавая вокруг него вакуум, или он становится всеобщим объектом насмешек, издевательств, унижений. Над “белыми воронами” насмехаются больше других, зачастую жестоко, зло, бездумно, каждый раз попадая по самому больному. В юности, пожалуй, нет ничего важнее признания со стороны сверстников. Мнение одноклассников становится более значительным, чем мнение учителей, родителей. Хочется, чтобы именно они тебя одобрили, они поняли. Как близок стал всем мальчик из фильма “Доживем до понедельника”, написавший в сочинении одну-единственную фразу: “Счастье – это когда тебя понимают”. Вот этого-то понимания не хватает “белым воронам”. Как же они ведут себя в этой ситуации? Одни терпят, оставаясь приверженцами своих увлечений и взглядов.
Одни терпят, а другие, желая понравиться одноклассникам, надевают на себя несвойственную им личину и попадают в еще большую опалу. Вот история еще одной девочки, славной девочки, сочинявший романтические стихи про любовь, дружбу и светлые идеалы, девочки, которая кончила жизнь самоубийством, бросившись с крыши девятиэтажного дома. Валя Александрова пришла в 10-й “Б” класс из другой школы. Ей очень хотелось, чтобы в новом классе ее поняли, признали и полюбили. И тогда она придумала про себя несуществующую историю про темную компанию, которая собирается по вечерам на какой-то мрачной “малине” и колется наркотиками. Валя якобы пыталась порвать с ними, но не тут-то было.
Странно, но 10-й “Б” в большинстве своем принял все как должное. Ну хорошо, не вполне так, но как нормальное – это точно. Более того: у Вали Александровой появилось множество подружек и друзей. С ней желали знаться поближе, к ней зачастили домой в гости… Валя была счастлива, но не до конца, потому что боялась, что класс узнает правду. А правда была в том, что она все это выдумала. И весь вымысел – ради одного: добиться дружбы в чужом для нее классе. Да, это нехорошо, это дурно – обманывать, но что же ей делать, если она перепробовала тысячу “правильных” способов привлечь к себе внимание – и все безнадежно?
Когда все стало известно, класс объявил Вале не бойкот молчания, а бойкот с постоянными издевками, насмешками и угрозами разобрать ее поведение на классном часе. Валя не выдержала. Она покончила жизнь самоубийством. Вот такие они разные – “белые вороны”. Так почему же я решила написать про них? Потому что я себя отношу тоже к “белым воронам”.
Меня зовут Маша. Я единственный и поздний ребенок в семье немолодых родителей. Наверное, это тоже наложило отпечаток на то, что я не такая, как все. Я не такая взрослая, как мои одноклассницы, не такая самостоятельная. Я не обращаю внимания на мальчишек и не интересуюсь любовными историями моих одноклассниц. Меня не привлекают шумные и душные дискотеки и бесцельное шатание по улицам. Но у меня много других увлечений, я интересуюсь цветоводством, пишу фантастические повести, рисую в стиле аниме, в восторге от японской анимации. Я люблю читать и современную и классическую литературу. Слушаю также и современную и классическую музыку: я в восторге от Чайковского, Баха, Бетховена, Моцарта.
В класс, в котором я сейчас учусь, я пришла 2 года назад. Мои одноклассники более открытые, доброжелательные, более простые, чем мои бывшие одноклассники. Я со всеми поддерживаю неплохие отношения, но сойтись поближе мне ни с кем не удалось. Мне очень хочется, чтобы меня понимали, но, наверное, мне и самой нужно учиться понимать других. Ведь у других убеждения и вкусы тоже имеют право на существование. Невозможно весь мир подстроить под себя.
Мария ЛУЗГИНА,
ученица 9-го класса
Угроза XXI века
Но кто такой террорист? Человек или зверь? На первый взгляд он обычный человек. Но что-то в его жизни происходит такое, что он становится отчаянным убийцей и злодеем. Он забывает о реальном мире. Он держит перед собой цель убить, уничтожить. И любое зверство становится для него оправданным, если оно ведет к достижению этой цели. В этом смысле каждый террорист, конечно же, является фанатиком. Его убежденность в том, что именно он и его группа “правильно оценивают действительность” и знает, что хорошо, а что плохо, превосходит все, на что способен обычный, объективно мыслящий человек.
Цели современных террористов четко выражены в их программных документах, а именно: превратить либерально-демократический режим в репрессивный, способный озлобить массы и поднять их на гражданскую войну, в огне которой сгорит вся “прогнившая цивилизация”.
Еще во времена Каина, что две тысячи лет назад, при земной жизни Иисуса Христа, в Древней Иудее существовала террористическая организация, которая занималась систематическими убийствами тех, кто сотрудничал с римскими властями. Такая же организация, правда, с иными целями, была и в средневековье. Она так и называлась – “Ассасины” (“Убийцы”). Вся тысячелетняя история России тоже знавала терроризм. Как антигосударственный – разбойничий, народовольческий, эсеровский, так и государственный – опричнина, “белый” и “красный” террор в гражданскую войну, НКВД в 1937-м и так далее. Так что же говорить о современном терроре. Хотя в наши дни для него появилось много идеальных условий.
Надо изменить само отношение правительства и людей к террору, относиться к нему более серьезно и быть более сплоченными. И тогда, возможно, наш мир достигнет согласия и спокойствия.
Тамара ДАВЫДОВА,
ученица 9-го класса
Саранск
Они такие же, как все
Живя в мире здоровых, полноценных людей, многие даже и не знают, что существует другой мир – мир инвалидов и брошенных. Это мир людей, которые волей судьбы потеряли возможность жить полноценной жизнью. Часто их физическая неполноценность становится преградой в общении с другими людьми, причиной отчуждения. Им бывает очень трудно получить образование, найти работу, и их права часто ущемляются. Отношения к инвалидам крайне противоположны – от неприязни до уважения, понимания и даже любви, от идей неприятия их как нормальных членов общества до идей создания для них привилегированных условий. Одним из проявлений заботы общества об инвалидах является проведение Олимпийских игр, которые показывают, что они тоже нормальные, полноценные люди, а также создание всевозможных специализированных предприятий.
Я хочу рассказать о судьбе человека, с которым случайно познакомилась моя мама.
В нашем городе есть дом-интернат для инвалидов и ветеранов войны. В нем живут люди со всей России. С недавних пор моя мама с подругой стала посещать одного из жителей этого интерната – Костю, и рассказала мне его историю. Оказывается, Костя родился в одном маленьком северном городке. Его испытания начались сразу после того, как он появился на свет. Как только его мать узнала, что ее только что родившийся сын-инвалид, она сразу отказалась от него и отдала в дом малютки. И по мере того как Костя рос, его переводили из одного интерната в другой. Так он объездил всю Россию. Когда ему исполнилось двадцать лет, он попал к нам в Мордовию. Как много пришлось пережить мальчику за эти годы, пока судьба гоняла его по стране. Очень редко он встречал добрых, отзывчивых людей. В основном он сталкивался с жестокостью, непониманием. Многие смеялись над ним, унижали.
Вот уже в течение 5 лет живет здесь. За это время он много раз писал письма своей матери, посылал ей фотографии. Очень хотел, чтобы мама знала где он, какой он стал. И каждый раз он надеялся, что она хотя бы напишет ответ на одно из писем, но этого не произошло. Костя знает от дальних родственников, что мать так и живет одна, у нее нет ни семьи, ни детей. Но несмотря на это, она ни разу не вспомнила о своем единственном сыне. Все радостные и горькие моменты своей жизни он делит с друзьями, такими же несчастными, брошенными инвалидами.
Жизнь не проходит стороной. Костя радуется каждому дню. Получив образование, он очень много читает. Он очень интересный человек, и к нему тянутся люди. Под свою опеку он взял мальчика, который не может двигаться, хотя сам Костя инвалид. И как бы жизнь ни была жестока к нему, она не убила в Косте человечность, его сердце не стало черствым и глухим.
Моя мама с болью в сердце рассказывала о том, в каких условиях Костя и его друзья живут в интернате. Они каждый день сталкиваются с черствостью и грубостью обслуживающего персонала, хамством и обманом руководителей этого интерната. Воспользовавшись неспособностью инвалидов защитить себя, руководство обкрадывало их, отнимая большую часть их пенсии, хотя они находятся на полном государственном обеспечении. А они не могли защитить себя, пока в их интернате не появился еще один человек, история которого заслуживает уважения.
А как изменилась бы жизнь этих людей, если бы у них было все, на что они имеют право и чего лишены? А может быть, отсутствие жизненных проблем сделало бы их бездушными и черствыми, как некоторых из нас?
Почему мы способны унизить, сделать больно слабому? Ведь все мы люди и имеем одинаковые права. Право на жизнь, любовь, понимание. А могло бы быть все наоборот, и именно кто-то из нас мог оказаться на их месте. Как бы мы тогда воспринимали суровую школу жизни? Но действительность остается действительностью, и мы должны сочувствовать, понимать и помогать таким людям.
Александра ЧЕРВЯКОВА,
ученица 9-го класса
Саранск
Черные маски с вырезанными глазами
Терроризм – это судьба, у которой нет ни лица, ни души, а только черные маски с вырезанными глазами. Меня потрясло, когда в США террористы-самоубийцы, или как их еще называют камикадзе, захватили самолеты.
Из дня в день люди приходили на работу и не могли даже представить, что может произойти с ними. Когда врезался первый самолет, многие, возможно, подумали, что скорее всего произошла авария самолета. Огонь начал распространяться по всему зданию. Началось разрушение этажей. Спустя некоторое время во второе здание также врезался самолет, и все поняли, что это теракт.
Тысячи глаз, в которых были слезы, страх, устремили свои взгляды на эти горевшие здания. Здание “братьев-близнецов” рухнуло, а вместе с ним погибли люди, работавшие там, спасатели, пожарные.
Весь мир скорбит о погибших. Пострадали не только люди, но и всем известные здания “братьев-близнецов”. Все это произошло 11 сентября 2001 г.
Прошло почти полтора года со дня трагедии, но в сердцах людей навсегда останутся тяжкие воспоминания.
Осенью прошлого года не только Россию, но и весь мир потрясло сообщение о новом теракте в столице России. Группой террористов было захвачено здание Дворца культуры. Во время представления мюзикла “Nord-ost” в зал вошли вооруженные люди. Сначала зрители не поняли, что они стали заложниками, ведь никто не мог такого предположить.
Среди зрителей находилось много детей. Я представляю себе, какой страх они испытывали. На их глазах были убиты люди. Я все никак не могу понять, как на такое страшное деяние могли пойти женщины, ведь они чьи-то дочери, матери, жены. Неужели у них в сердцах не осталось ни капли сострадания к людям, и к детям в особенности. Наверное, их сердца превратились в черные камни. И вновь от рук террористов погибло много людей. Но могло погибнуть еще большее число человек и только благодаря профессиональной работе группы захвата этого не произошло. Террористы были убиты.
Мне бы хотелось, чтобы нигде и никогда больше во всем мире не было такого. Чтобы каждый человек мог спокойно жить и не думать, что с ним может произойти страшное и ужасное. Надо объединиться всем странам мира, чтобы навсегда покончить с терроризмом.
Алексей ОДЫВАНОВ
Комментарии