search
main
0

Страна солнца, добрых людей Тема “Родина – Россия”. 3-й класс

Праздник “Путешествие в народную мудрость”

(Праздник проводится после урока-беседы: “Наша связь с Отчизной”)
Цель: создание условий для того, чтобы учащиеся почувствовали свою связь с русским народом, его традициями; стимулирование развития интереса к народному творчеству; накопление опыта радостного совместного действия и сопереживания; воспитание у детей художественного вкуса.
Оснащение урока: выставка детских работ (рисунки, книжки-малышки); выставка изделий народных промыслов; костюмы для спектакля; русские народные костюмы для хоровода; магнитофон, кассеты с записями; набор для ручного труда (цветная бумага, клей, ножницы, клеенка).

Описание праздника
Учитель приглашает детей принять участие в празднике; дети рассаживаются полукругом.
Вступительная беседа:
а) Стихотворение:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
Ее мы Родиной зовем,
А Родина – одна.
– Подберите однокоренные слова к слову “Родина”: Родина – родной – родимая – родня – род.
– Назовите слова синонимы слова “Родина”: Родина – Отчизна – Отечество; Родина – родная земля – земля отцов.
б) Как в стародавние времена называли нашу Родину? (Русь).
– Что же означает слово “Русь”?
Слово “Русь” произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Часто Русью называли то место в доме, где светло, где пригревает солнышко.
Русь – светлое место.
Это страна солнца, добрых людей.
– Как называют жителей России?
– Русских еще называли россами. Отсюда и слово “россияне” и название страны, где они живут, – Россия. (Учебник “Живое слово”, 3-й класс, стр. 350).
– Какой вам представляется наша страна? (Ответы детей).
в) Послушайте стихотворение:
Прекрасно однажды в России родиться
Под утренний звон золотого овса!
Твое появленье приветствуют птицы,
Сверкают, на солнце искрясь, небеса.
Пока озабочены снами твоими,
Ромашки гадают о новой судьбе
И ветром достойное ищется имя –
Кукушка пророчит бессмертье тебе.
Еще и усы не подкручивал колос –
Уже для тебя начались чудеса:
Тебе ручеек предлагает свой голос,
А лен зацветающий – дарит глаза,
Свой смех – колокольчик,
Роса – свои слезы,
Прическу – густая, волнистая рожь,
И статность тебе обещает береза:
Когда пожелаешь – тогда и возьмешь.
Спешит к тебе каждый с особенным даром:
Бери, примеряй, запасайся, владей.
А плата… какая?
Расти благодарным
Да будь всюду верным России своей.

Слово учителя
Мы искренне и горячо любим свою Родину. Гордимся ее великолепной природой, красивыми городами, трудолюбивым и талантливым народом. Сегодня мы совершим путешествие. “Путешествие в народную мудрость”.
Что такое народная мудрость? (Ответы детей).
Всякий раз, касаясь истоков русского народа, мы восхищаемся таинственной его судьбой. Известно, что каждый народ имеет свои духовные основы. В них заложены огромные знания человека.
Замечательным памятником народной мысли являются былины и летописи. Всеми нами с детства любимы прекрасные народные сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Морозко”, “По щучьему веленью”, “Баба-Яга”, “Гуси-лебеди” и многие другие.

Викторина по сказкам
Готовясь к празднику, вы прочитали некоторые из них. Об этом свидетельствует выставка ваших рисунков и книжек-малышек. Сейчас вам предоставляется возможность попасть в театр. Для этого необходимо иметь билет. Проведем викторину по сказкам. Если все сказки назовете верно, получите билет.

Карточки викторины

1. Одни хотели этому герою помочь – не помогли, другой хотел помочь – не сумел, третий хотел помочь – тоже испугался и ушел, и только четвертый справился. Какому герою он помог?
(Зайцу. Русская народная сказка “Заюшкина избушка”).

2. Эта героиня и сама петь мастерица, и чужое пение послушать любит, особенно если на гуслях играют. Кто она, из какой сказки?
(Лиса. Русская народная сказка “Петушок – золотой гребешок”).

3. Найдите третьего по счету, от которого “ушел” знаменитый герой.
(Третий – заяц. Русская народная сказка “Колобок”).

4. Этот герой, как вам известно, очень любит мед, а еще – пирожки… Вот теперь и скажите, кого это на пирожках провели?
(Медведя. Русская народная сказка “Маша и медведь”).

5. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Это герои какой сказки?
(Русская народная сказка “Репка”).

Спектакль
Учитель:
– Вы правильно ответили на все вопросы, получите билет.
Для вас будет показана сказка, которую написал Ю. Кушак.

Сказка – “Репка”
Возле дома – огород.
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком –
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна
Деду музыка слышна.
“На зарядку, на зарядку становись!”
Дед.
У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка лучше репку я.

Лопатку берет, идет в огород.
Бабка.
И у бабки без зарядки
Слава Богу, все в порядке!

Рот разевает, сладко зевает.

Внучка.
Клонит бедную ко сну:
С понедельника начну!

На лавку садится – заплетает косицу.

Жучка.
Поиграем лучше в прятки!
Кошка.
Обойдемся без зарядки.

Жучка за кошкой, кошка – в окошко.

Выходит мышка
В спортивных штанишках,
Майка на теле,
В лапках – гантели.

Мышка.
Раз и два! И три-четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать,
Бегемота поднимать!

Бегает, прыгает, лапками дрыгает.

Дед.
Ох, умаялся с утра. (Уходит).
Бабка.
Да и мне на печь пора.
(Уходит или садится на лавочку).

На крылечке снова дед, видит репу
в огороде
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки –
репка выше кепки.
Из открытого окна
Та же музыка слышна.

Дед.
Эх, бульдозер бы сюда,
Без него совсем беда!

Тянет-потянет – вытянуть не может.

Дед.
Где ты, бабка?
Бабка. Я сейчас! Ай-да репка удалась!

Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Дед.
Как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу!

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

Внучка.
Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справиться без Жучки.
Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.

Жучка.
Разбудить придется кошку.
Пусть потрудится немножко!

Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
Внучка за бабку, бабка за дедку,
Дедка за репку.

Бабка.
Мышку кликнуть бы на двор.
Кошка.
Мышку звать? Какой позор!
Мы пока и сами,
Кажется, с усами.

Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник.

Мышка.
Чем топтать без толку грядку,
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!

Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.

Дед и Бабка.
Влево-вправо, влево-вправо –
Получается на славу!
Мышка.
Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянули репку!

Беседа
– Вы узнали сказку? Что необычного в этой сказке?
– Что показалось смешным и забавным?
– Написана сказка по-новому. Такие сказки называются стилизованными. Кто же из героев сказки вам особенно запомнился? Почему? Какое настроение у вас после просмотра? (Радостное, веселое…).
Замечательно, значит, ребята старались не зря.

Хоровод “Младешенька”
Был у русского народа обычай: каждый праздник проходил с песнями и плясками, с ряжеными и скоморохами, с девичьими хороводами и веселыми игрищами.
Сейчас девочки в русских народных костюмах исполнят хоровод “Младешенька”.

Ходила младешенька по борочку.
Брала, брала ягодку земляничку.

Брала, брала ягодку земляничку.
Наколола ноженьку на былинку.

Наколола ноженьку на былинку.
Болит, болит ноженька, да не больно.

Болит, болит ноженька, да не больно.
Пойду к свету-батюшке да спрошуся.

Пойду к свету-батюшке да спрошуся.
У родимой матушки доложуся.

Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати.

Русская народная игра “Колечко”
На праздниках часто устраивались игры-шутки, игры-соревнования. Поиграем в русскую народную игру “Колечко”.

Правила игры
Играющие садятся по кругу. Один водящий участник выходит из комнаты. Остальные дети передают колечко по кругу со словами песни:

Раскупы-купы-купанушка,
Где купался Иванушка,
Посреди белого камушка,
Белый камень у меня,
у меня. (2 раза.)

Как только закончится песня, входит водящий и начинает искать колечко. Дети ему помогают другой песней (“Жил был у бабушки серенький козлик”). Если водящий подходит близко к игроку, у которого находится колечко, дети поют громче, если он удаляется – дети поют тише. Роль водящего переходит другому игроку после того, как колечко найдется.
Ярмарка народных промыслов
Издревле славится Русская земля своими мастерами. Каменотесы и кузнецы, гончары и ткачи, резчики и вышивальщицы всегда были в почете. Художественное творчество – один из древнейших и распространенных видов русского уклада жизни. Его назначение – вносить настроение праздника и радости в каждый дом.
Мастера-волшебники, начиная с глубокой древности, создавали вещи изумительной красоты. Изделия многих народных промыслов сохранились до наших дней и известны во всем мире.
Существует традиция: каждый год устраивать веселые, шумные ярмарки, где каждый может купить понравившийся ему товар.
Вот такая возможность сейчас есть и у нас.

Викторина по народным промыслам
Вам представлены изделия народных промыслов. Кто хочет купить товар? Вот билет. На нем написаны слова, по которым следует узнать народный промысел: жостовская роспись: металл, цветы, лак, краски. Золотая хохлома: золотистый лак, краски, цветы, дерево. Вологодское кружево: узор, коклюшки, лен. Дымковская игрушка: глина, краски, лак. Гжель: фарфор, кобальт.
На ярмарке вещи не только продаются, но их тут же делают. Вот и мы на нашем празднике попробуем стать мастерами.
Работа с бумагой
Подготовьте рабочее место. У каждого на парте есть все необходимое для работы? Предоставляется возможность изготовить то изделие, которое вам хочется:
– изделие-насекомое: бабочка или стрекоза (способ – оригами);
– изделие – цветы (способ – аппликация).
Начинайте работать.
Оформление плаката
– Свои поделки отдайте девочкам. Они оформляют выставку.

Окончание праздника
Вот и подошел к концу наш праздник. На нем мы играли, пели частушки, водили хоровод, смотрели сказку. Песни, частушки, игры, сказки – это жанры русского фольклора. А что такое фольклор? (Ответы детей.)
– Фольклор – это наша история. Это жизнь народа в разные времена, его думы, надежды, мечты, мудрость. Наши предки понимали в жизни толк, и по древнему славянскому обычаю прощая вину другому, каждый стремился высвободить свою душу для добра, терпения и простых радостей жизни.
Бережно и с огромной любовью сохраняя свои национальные традиции, мы должны помнить, что каждому человеку нужен праздник. Нам завещали его наши предки. Так примем же его с благодарностью. Сегодня на празднике мы старались не забыть о самой главной традиции русского народа: все сделать красиво, чтобы сердце и глаза радовались!
В конце мне хочется сказать вам спасибо за доставленное удовольствие, за те счастливые минуты, которые вы смогли нам подарить. А какой же праздник без подарка?
Пусть этот плакат, оформленный с помощью ваших работ, и то веселое настроение, которое получил каждый из вас, будут для всех подарком.

Ольга АГРЕС,
учитель начальных классов
С.-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте