Слово «стресс» с английского переводят как «давление, нагрузка, напряжение». Это состояние появляется из-за интеллектуальных и эмоциональных перегрузок. Если взрослому довольно легко определить у себя признаки стресса, то с ребенком все не так просто. Он не в состоянии понять, что с ним происходит и как справиться с плохим настроением. Взрослым важно вовремя заметить признаки стресса и помочь справиться с ним.
Эксперты напоминают об основных признаках, свидетельствующих о стрессе, который переживает ребенок.
Как сообщает интернет-ресурс deti.mail.ru, одним из признаков стресса психологи называют регресс. Речь – о возвращении к формам поведения в раннем детстве: ребенок сосет палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, просится на руки, ему необходимо постоянное внимание. В таких случаях не стоит мешать ребенку «регрессировать». Его нужно успокоить и приласкать. Регресс можно переждать – он обязательно пройдет.
Другим признаком являются страхи. Если малыш стал отчаянным трусишкой – он точно находится в состоянии стресса. Родителям стоит насторожиться, когда ребенок закрывает все двери, контролирует, заперт ли замок, везде старается включить свет. Его пугает не только темнота, но предметы, звуки и тишина. Как с этим справляться? В таком случае надо вовлекать ребенка в игры и рисовать с ним. Это дает хорошую разрядку. В игре и в процессе рисования можно выяснить причины страха, с этой же целью можно подслушать, о чем ребенок говорит с игрушками.
Агрессивность также свидетельствует о стрессовом состоянии ребенка. Если прежде дружелюбный ребенок вдруг становится грубым, резким, драчливым, швыряет игрушки и книги, замахивается на окружающих – это все говорит о наличии стресса. Родителям в таком случае не стоит запрещать агрессию – ее надо стараться перевести в другие формы: хорошо показать, как можно отстаивать свое мнение, вместе анализировать каждую ситуацию. Энергию стоит направлять на спортивные занятия, подвижные игры со сверстниками.
О стрессе могут говорить и перепады настроения. Если ребенок без видимой причины обижается, легко может заплакать либо слишком агрессивен – на это нужно обратить внимание. У тех, кто постарше, могут быть истерики или подавленное настроение целыми днями, а то и неделями – это также должно настораживать. В этих случаях стоит поговорить с ребенком, спросить, что его беспокоит. Его важно научить распознавать свои эмоции и выражать их. Уделяйте внимание даже скромным достижениям. Отрегулируйте режим дня, питание и время сна ребенка.
В состоянии стресса часто появляются проблемы со здоровьем. Появляются странные симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, повышенная температура, боли в животе. Они могут появляться от того, что ребенок слишком сильно волновался. В таких случаях стоит отрегулировать психологическую обстановку в семье, посмотреть, не слишком ли отличаются требования в семье и в школе. Они должны быть понятны ребенку. Хорошо привлечь детского психолога для работы над самооценкой ребенка. Стоит обратить внимание также на наличие свободного времени и пространства.
Другим признаком стресса считают беспокойный сон. Засыпание становится ежевечерней мукой. Ребенок просит включить свет, закрыть шторы, подержать его за руку. Он спит меньше и начинает ощущать хроническую усталость. В таких случаях хорошо повлияет успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения для воображения. Также полезна ароматерапия, массаж с применением эфирных масел, ароматические ванны. Можно использовать травяную подушку.
В состоянии стресса обычно снижается и успеваемость. Нарушается память, плохо работает воображение, ребенок испытывает проблемы с концентрацией внимания, теряет интерес к тому, что раньше его занимало. Чтобы помочь, стоит каждый день интересоваться тем, что происходит в школе – не столько оценками, сколько настроением, переживаниями. Необходимо ребенка поддерживать, хвалить даже за незначительные успехи, помогать справляться с трудными заданиями.
О состоянии стресса свидетельствует и быстрая утомляемость. Учеба дается сложнее, ребенок быстро устает, он рассеян, все забывает, не может долго сидеть на месте. Обратите внимание на его переживания и эмоции. Чтобы он понял, что вы его поддерживаете, будьте доступны для него в любое время, когда он захочет поделиться проблемами. Стоит ценить ребенка в любых ситуациях и чаще его обнимать.
Изоляция – признак стресса. Ребенок начинает бояться контактов, общения, стремится к одиночеству. Он не участвует в играх, ему трудно быть дисциплинированным. В таком случае важно разобраться в ситуации. Если ребенок пока не хочет общаться, не нужно его заставлять. Если он захочет – надо помочь ему подружиться с кем-то: можно вместе погулять в парке или сходить в театр. Помогают и детские тренинги, групповые занятия с песочной терапией.
Компульсивные признаки проявляются, когда, например, ребенок наматывает волосы на пальцы, покашливает, у него дрожат руки, он подергивает плечами. В таком случае справиться со стрессом можно благодаря физической нагрузке: прогулкам, пробежкам, езде на велосипеде, утренней зарядке. Ребенку нужна возможность выплеснуть эмоции и отдохнуть, расслабиться.
Если ситуация становится неконтролируемой, стоит обязательно обратиться к психологу или неврологу.
Если не обращать внимание на перечисленные сигналы, это приведет к стойким нарушениям здоровья и скажется на формировании его личностных качеств.
Комментарии