Совещание по разработке концепции развития Московской агломерации прошло в подмосковном наукограде Троицке под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева. 1 июля 2012 года столица официально увеличится в 2,5 раза, а площадь новых территорий составит 148 тыс. га. С докладом о проекте расширения столицы за счет присоединения территории Московской области выступил мэр Москвы Сергей СОБЯНИН.
Сегодня перед органами исполнительной власти столицы стоит задача обеспечить плавный переходный период – передачу управления новыми территориями в состав Москвы. Мы эту работу ведем в ежедневном режиме по каждому направлению – здравоохранению, образованию, коммунальной сфере, транспорту, составлен четкий план, предусматривающий обеспечение финансированием этих мероприятий, создание новых структур учреждений либо передачу действующих структурных подразделений таким образом, чтобы население не заметило этап передачи населения, чтобы не было никаких сбоев в работе всей социальной, инженерной, транспортной инфраструктур. Уверен, что с этими задачами мы вместе с коллегами справимся. Разрабатывая в соответствии с поручением Президента России предложения о расширении границ столицы, мы исходили из анализа реальной ситуации, в которой находится современная Москва, и тех задач, которые стоят перед городом. Очевидно, что в нынешних границах Москва достигла пределов своего развития: население Центрального федерального округа сегодня составляет 38,5 млн человек, их них 11,5 млн – жители Москвы. За последние 10 лет население Москвы увеличилось на 1,5 млн человек, соответственно увеличилось население и Московской области на 0,5 млн человек. Впервые был зафиксирован не только миграционный, но и естественный прирост на этих территориях. Как результат доля населения московского региона в общем населении ЦФО продолжает расти, и сегодня она достигла почти 50%. Плотность населения Московского региона в 10 раз превышает плотность населения любого другого субъекта Федерации в Центральном округе, и скорее всего эти процессы будут продолжаться и дальше. Отчетливо видна тенденция в концентрации рабочих мест: за 10 лет даже с учетом сокращений в период кризиса, реструктуризации промышленности абсолютное увеличение количества рабочих мест в Москве и Московской области составляет 1,7 млн новых рабочих мест. В режиме хронической перегрузки работают сегодня свыше 40% линий московского метрополитена, перегружена улично-дорожная сеть Москвы и все вылетные магистрали в радиусе 30-40 км от МКАД, миллионы людей вынуждены проводить в транспорте по нескольку часов в день, существенно сокращая как время отдыха и досуга, так и время активной трудовой деятельности. На наш взгляд, необходимо идти путем, который прошли до нас множество крупных городов мира, создавая рационально организованную, большую Московскую агломерацию, внутри которой будет не один, как сегодня, а несколько крупных центров деловой и общественной жизни. Такая полицентричная агломерация снимет проблемы некомфортного проживания из-за чрезмерной концентрации людей в одном центре. В то же время агломерация позволяет обеспечить устойчивое развитие экономики на базе удобных технологических и логистических цепочек. По оценке экспертов, большая Московская агломерация могла бы включать в себя Москву и Московскую область. Сразу подчеркну, речь не идет о слиянии двух субъектов Федерации. По большому счету общая задача – обеспечить согласованное и сбалансированное развитие Москвы и Московской области за счет эффективной координации усилий федеральных органов власти, Правительства Москвы и правительства Московской области. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, создана объединенная коллегия органов власти Москвы и Московской области, мы эффективно сотрудничаем по таким вопросам, как экология, борьба с чрезвычайными ситуациями, в апреле прошлого года согласовали программу развития Московского транспортного узла до 2020 года. Подготовка такой масштабной программы была непростой задачей, но благодаря конструктивному настрою коллег мы ее решили.Мы полагаем, что на новых территориях целесообразно выделить следующие градостроительные зоны с различным режимом освоения: ближний пояс, где будет уместна частичная урбанизация; средний пояс, где следует реализовывать проекты создания локальных градостроительных комплексов и социальных объектов в природном окружении; дальний – в основном рекреационный пояс, предназначенный для развития туризма, отдыха, сохранения сложившейся природной среды (по площади именно он будет наибольшим). В ближнем поясе уже приняты решения с учетом утвержденных генеральных планов строительства жилья (около 30 млн кв. м). На новых территориях прорабатывается размещение шести новых центров деловой и общественной активности, что чрезвычайно важно. Это административно-деловой кластер, включая правительственный квартал, финансово-деловой центр, кластеры исследований и инноваций, университетский кластер, медицинский кластер, рекреационно-туристический кластер, административно-деловой и финансовый кластеры. Варианты размещения в новой Москве зданий органов государственной власти, офисно-деловых центров находятся в стадии проработки. Желание переехать в Новую Москву высказывают многие крупные и средние компании, для которых сегодня размещение в центре города не всегда экономически целесообразно. Главное – обеспечить для их сотрудников нормальную транспортную доступность, определиться с размещением объектов финансово-делового центра. Инновационные кластеры – это прежде всего Сколково и Троицк. За три года (2012-2014) мы намерены создать для Сколково совместно с коллегами из области и Правительства Российской Федерации эффективную транспортную инфраструктуру. Сколково получит удобный выход в Москву, в том числе за счет создания на территории города новой скоростной магистрали – северно-западной хорды, которая пройдет по западным и северным районам Москвы. Сооружение этой магистрали уже идет полным ходом. В Троицке предполагается развивать традиционную специализацию этого наукограда – ядерные и лазерные технологии, современную медицину, новые материалы, например, на базе Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Курчатовский институт планирует организацию мегапроекта по созданию установки для термоядерного синтеза типа «Токамак». Эти планы вполне реальны, но потребуют, конечно, поддержки правительства, так как этот проект будет одним из самых крупных в мире и даст толчок развитию тысяч малых и средних инновационных предприятий в этом месте. Университетские и образовательные кластеры – это создание на новых территориях одного-двух студенческих кампусов и жилья для преподавателей, что откроет возможность для нового современного обустройства университетов, многие из которых сегодня расположены в Москве и разбросаны по различным территориями. У каждого университета есть 20-30, а то и 80 различных офисов, своих объектов, между которыми преподаватели и студенты переезжают часами. Пользуясь такой ситуацией, необходимо попытаться создать новые университетские кластеры. Проработки таких вариантов есть. Собственно говоря, мы ничего нового не придумаем, в свое время бурное развитие юго-запада Москвы начиналось со строительства высотки МГУ на Воробьевых горах.Медицинские кластеры – размещение на новых территориях клиник и реабилитационных центров. Рекреационно-туристические центры – лесные массивы занимают 50 тыс. га, то есть, по сути дела, треть Новой Москвы. На них расположены более 10 особо охраняемых природных территорий областного и местного значения. Должен успокоить экологов: мы не только не собираемся нарушать природную среду, а, наоборот, собираемся ее улучшать. После присоединения к городу эти территории будут развиваться как крупные национальные парки, охраняемые территории, центры изучения и охраны живой природы, отдыха, туризма и рекреации.Что касается строительства жилья, то развитие новых территорий открывает новые возможности. При этом мы должны переходить на строительство комфортного малоэтажного жилья с опережающим размещением мест предложения труда и всей необходимой социальной инфраструктуры. Это чрезвычайно важно с учетом того, что у нас на окраинах сложился колоссальный дефицит рабочих мест. Поэтому мы как минимум должны создавать новые жилые массивы, сбалансированные с рабочими местами, а по-хорошему даже с профицитом привлекательных рабочих мест, чтобы восполнять тот дефицит, который есть на близлежащих территориях. На новой территории не должны воспроизводиться проблемы старой градостроительной политики, которые существуют сегодня в городе, хотя, надо признать, это будет непросто с учетом того, что сегодня уже идет достаточно массированное жилищное строительство и на руках у инвесторов есть вся градостроительная документация, хотя, с другой стороны, на присоединяемых территориях есть отдельные, и очень неплохие, проекты, выполненные на самом современном уровне.С чего предполагается начать освоение новых территорий? Первая и срочная задача – благоустройство населенных пунктов, модернизация социальных объектов, решение проблем электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, максимальное приведение их к городскому стандарту, в том числе это касается и большого количества дачных поселков, многие из которых сегодня лишены нормальной инфраструктуры. Следующая задача – развитие транспортной инфраструктуры как на новой территории, так и на существующей территории города с этой стороны. В частности, в ближайшие годы предстоит сформировать внутри МКАД три новых хордовых направления – северо-западную хорду, северо-восточную и южную рокады, две из них будут иметь выходы на новые территории. Северо-западная хорда уже строится, запланированы реконструкции МКАД, Ленинского проспекта, Профсоюзной улицы и Калужского шоссе. Реконструкция Варшавского шоссе уже идет и будет закончена к концу 2012 года. Еще одна задача – реконструкция или новое возможное строительство поперечных направлений на новых территориях, например, трассы Солнцево – Бутово – Видное, которая может стать дублером МКАД на этом участке. В адресную инвестиционную программу Москвы на 2012-2014 годы заложен первый транш средств на мероприятия по развитию дорог на новых территориях либо на территориях, обеспечивающих связь с ними. Уже в этом году за счет федеральных средств РЖД должно начать реконструкцию направлений Москва – Переделкино и Москва – Усово с перспективой запуска пригородных экспрессов. Я хочу сказать, что эта программа реконструкции пригородных направлений охватывает не только эти два направления, а практически все вылетные пригородные магистрали. Речь идет о четкой приоритизации сроков выполнения этих мероприятий. Мы с Министерством транспорта утвердили соответствующий график совместно с коллегами из РЖД. Все эти инфраструктурные проекты нужны не только для развития новых территорий, но и в целом жителям Москвы и Московской области. Они развиваются не в ущерб кому-либо, а, наоборот, для гармоничного развития всей агломерации. Одна из задач, которую мы решаем в ходе расширения Москвы, – создание условий для превращения нашего города в мировой финансовый центр. Основным вкладом новых территорий в реализацию планов по созданию МФЦ станет решение накопившихся проблем Москвы: это разумно организованная агломерация, ее полицентрическое развитие, транспортная схема, возрождение исторического центра, строительство новых гостиниц, объектов отдыха и рекреации, создание новых кластеров здравоохранения, науки и образования. Для того чтобы понять, какие практические шаги необходимо предпринять для формирования большой Московской агломерации, какие направления развития наиболее перспективны, в январе 2012 года Правительство Москвы совместно с коллегами из Московской области объявило международный конкурс по разработке проекта концепции развития Московской агломерации. На участие в конкурсе поступило 67 заявок, из них 30 представлены российскими организациями, 37 – зарубежными. Среди них были ожидаемые заявки от известных архитектурных и градостроительных бюро Испании, Франции, Италии, Голландии и Соединенных Штатов, но и несколько неожиданные заявки, например, из Вьетнама и Молдовы. После проведения оценки поступивших заявок международная группа экспертов определила 10 авторских коллективов, которым дано право на разработку концепции развития агломерации. Россию представляют четыре коллектива, из других стран – шесть. В результате конкурса мы рассчитываем получить 10 вариантов развития Московской агломерации, из которых жюри выберет лучшее решение. Предполагается проведение публичной выставки проектов, что позволит высказать свои пожелания всем экспертам. Абсолютного победителя конкурса не будет, все рациональные предложения, поступившие от участников, должны быть учтены в схеме развития Московской агломерации, будущем генеральном плане и правилах землепользования и застройки. Осенью 2012 года мы рассчитываем подвести итоги конкурса, а затем разработать все основные документы градостроительного планирования. Увеличение территории столицы Российского государства, формирование единых планов и согласованных действий федеральных органов власти, Правительства Москвы и Московской области, я уверен, будут способствовать гармоничному развитию и Москвы, и Московской области, и всей большой Московской агломерации. В результате столичный регион пойдет по пути превращения в глобальный конкурентоспособный мегаполис первого порядка, который обеспечит высокие стандарты качества жизни для почти 20 млн граждан России – жителей Москвы и Подмосковья и который должен стать и сегодня уже стал, по сути, локомотивом развития московской экономики. Собственно говоря, в этом и состоит главная цель нашей работы.
Комментарии