search
main
0

Столичное образование по-научному

Система образования Москвы уже давно живет в ритме программ «Столичное образование», которые определяют генеральную линию всех его экспериментов, нововведений, развитие в том или ином направлении. Серьезное, между прочим, дело, важное и нужное, внедряющее программно-целевой метод в планирование всей работы и в деятельность как образовательных учреждений, так и всей системы столичного образования в целом. Но вот о том, кто автор или авторы такой программы, честно говоря, мало кто задумывается, полагая (и совершенно обоснованно), что идея принадлежит исключительно руководителю Департамента образования Любови Кезиной. Однако понятно, что для полноценной реализации такой идеи необходима работа ученых, ведь такой программе помимо финансирования необходима еще и серьезная проработка. Этим занимается особая научная организация – НИИ столичного образования. О том, как работает институт, рассказывает его руководитель Маргарита РУСЕЦКАЯ.

Уже давно и хорошо известно, сколь важна педагогическая наука не только для подготовки педагогических кадров, но и для успешной деятельности образования. Не случайно, когда в Москве открывали новый педагогический вуз – Московский городской педагогический университет, в концепции его развития практически сразу отвели значительную роль научной работе. Университет целиком и полностью ориентирован на работу с Департаментом образования и учебными округами. Но только подготовкой педагогических кадров дело, конечно, не могло ограничиваться. Поэтому в 1998 году и был создан Научно-исследовательский институт столичного образования. Институт, по сути дела, должен был содержательно объединять научный ресурс университета с реальными возможностями и потребностями системы образования.

Уже сам по себе статус университета предполагал реализацию идеи о непрерывном единстве преподавания и исследования, так как смысл университетского образования (пусть даже университет и педагогический) предполагает подготовку самостоятельного исследователя, а это возможно только тогда, когда в педагогический процесс включены помимо высококвалифицированных преподавателей и ученые, ведущие научный поиск.

Информация к сведению

Сегодня в составе НИИСО работают 25 лабораторий, сотрудники которых – доктора и кандидаты наук – ведут фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям развития системы столичного образования.

Но если привлечение научных сотрудников к процессу преподавания в той или иной мере присуще системе педагогического образования в целом, то привлечение их к реальным разработкам в области практической деятельности образования в полной мере присуще исключительно МГПУ. Создав научный штаб (а НИИСО, несомненно, можно назвать таким штабом), университет и Департамент образования сразу установили, что программно-целевой подход к деятельности института будет определяться работой над содержанием городских целевых программ, среди которых главное место было отведено программе «Столичное образование». Хотя, конечно, позже сотрудникам всех лабораторий были поручены разработки и по широкому спектру инициативных направлений, в том числе и научно-методическому обеспечению процесса профессиональной подготовки учителя.

За восемь лет, прошедших с момента создания НИИ, уже сложился механизм, обеспечивающий опережающий характер подготовки будущего учителя по отношению к потребностям и изменениям современной школы. Достигается это прежде всего через научное, кадровое и материально-техническое единство лабораторий и факультетов, общеуниверситетских кафедр, что очень важно для того, чтобы не случилось автономного существования науки и практики, чтобы не нужно было призывать к их единству или искусственно выстраивать между ними мосты. Как достигается это единство?

Вначале идет обобщение педагогического опыта и анализ образовательных условий, намечаются точки роста по основным направлениям науки. Затем выдвинутые научные гипотезы проходят экспериментальную проверку и всестороннюю апробацию, результаты оформляются в виде научной продукции и научного продукта. После этого логичен процесс оперативного внедрения научных разработок в образование через профессиональную подготовку учителя, через систему повышения квалификации, созданную в МГПУ, через сеть его экспериментальных площадок.

Большая часть лабораторий включена в решение технологических задач, формирование новых технологий подготовки педагогических кадров, научно-методического обеспечения учебного процесса. Исследования этого направления отличает поисковый инновационный характер. Например, работа лаборатории «Содержание новых технологий обучения иностранным языкам» сосредоточена на разработке современных технологий, методик обучения английскому языку в средней школе. На основе авторской концепции коллектив лаборатории создал учебно-методический комплект, который стал сегодня самым востребованным в школах. За эту работу авторскому коллективу под руководством профессора, заведующей лабораторией О.Афанасьевой была присуждена Премия Правительства РФ. Не менее известна научная деятельность лаборатории «Новые методы математического образования», которая подготовила учебно-методический комплект А.Мордковича по курсу алгебры для 7-11-х классов. Этот УМК хорошо зарекомендовал себя и широко применяется сегодня не только в московских, но и в российских школах, работа лаборатории удостоена Премии Президента РФ в области образования.

Не секрет, что сегодня многие учебники подвергаются критике за то, что их авторы совсем не учитывают мнение учителей, которым приходится работать в классах с этой продукцией. Иное дело учебники, подготовленные в МГПУ. Разработанные учебники и пособия поступают сначала на экспериментальные площадки, и только потом наступает этап массового внедрения их в реальную школьную практику. Параллельно с этим ведется работа по обучению учителей работе с новыми учебниками через систему семинаров и курсов повышения квалификации. Разработка и внедрение новых методов обучения идут также по истории, географии, русскому языку и литературе. Научно обосновывается и методически наполняется процесс применения информационно-компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин, содержание информатизации образования.

Особое место среди всех исследований НИИ занимают проблемы непрерывного педагогического образования. В лаборатории «Проблемы подготовки учителей в системе «педколледж – университет» идет работа под руководством профессора Л.Стойловой по интеграции среднего и высшего педагогического образования, создана интегрированная программа профессиональной подготовки учителей начальных классов, которая включает концепцию, сквозные учебные планы, программы государственной итоговой аттестации. Лаборатория сделала уже четвертый выпуск сборника «Двухступенчатая система подготовки учителя начальных классов в системе «педколледж – университет».

Целый блок лабораторий изучает психологические особенности различных категорий учащихся: одаренных детей, детей с проблемами в развитии и трудностями обучения, детей-сирот. На основе собранных данных лаборатории разработали стандартизированные компьютерные диагностические программы для выявления нарушений развития в раннем возрасте и созданы коррекционные методики, учитывающие индивидуальные особенности ребенка. Уникальный, не имеющий аналогов как в России, так и за рубежом учебник по специальной психологии создан в лаборатории комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения специального образования и лично заведующим, академиком РАО, профессором В.Лубовским.

В этом году в МГПУ зарегистрирована еще одна научная школа – «Специальная психология в образовании» под руководством В.Лубовского.

Развитие идей гуманно-личностного подхода к детям в процессе образования осуществляется лабораторией «Гуманная педагогика», которую возглавляет академик РАО Ш.Амонашвили. Регулярные мастер-классы и семинары для учителей Москвы и других городов России проводят члены лаборатории при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования и Департамента образования. Каждый год на Педагогические чтения, проходящие в городском Доме учителя, собираются сотни последователей идей гуманной педагогики – учителей из России, стран Балтии, Украины.

Лаборатория «Экономика образования» под руководством профессора М.Левицкого проделала огромную работу по разработке нормативно-правовой базы образовательных учреждений, подготовлены и представлены в соответствующие управления Департамента образования 29 итоговых разработок по финансово-экономической деятельности учреждений образования, из них 19 – нормативно-правовые документы.

В нынешнем учебном году в план работы Научно-исследовательского института столичного образования включены новые направления, связанные с проблемами этнокультурного образования, прогнозными исследованиями образования и рынков труда. Так, например, уже выполнена работа по определению перечня специальностей, наиболее востребованных городским хозяйством.

Вообще в целом востребованность научных сотрудников НИИСО очень велика. 92% сотрудников лаборатории имеют учебную нагрузку: читают циклы лекций для студентов и аспирантов МГПУ, на курсах повышения квалификации для учителей школ, для педагогов и родителей на тематических семинарах и мастер-классах как в Москве, так и в других регионах России. Ежегодно сотрудники НИИСО принимают участие в подготовке и проведении более 50 различных научных мероприятий, среди которых международные и всероссийские конференции, семинары, «круглые столы».

В 2006 году сотрудники института опубликовали около 200 научных работ, монографий, учебников и учебных пособий, статей.

Наш институт еще и действенный механизм подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивающий преемственность и развитие научных школ и направлений МГПУ. К исследовательским работам лабораторий привлекаются студенты старших курсов – члены студенческих научных обществ. Один из научных проектов – программно-аппаратный комплекс для развития слухового восприятия «Солнечный замок», выполненный студенткой 5-го курса факультета специальной педагогики и специальной психологии О.Ходченковой, – получил золотую медаль ВВЦ на конкурсе «Научно-техническое творчество молодежи-2006». Наиболее талантливые студенты, поступив по окончании университета в аспирантуру, продолжают исследования уже в качестве научных сотрудников.

За прошедший учебный год под руководством научных сотрудников НИИСО были защищены 12 кандидатских и одна докторская диссертации.

Оценивая восьмилетний опыт деятельности, можно сказать, что НИИСО – пример того, как возможно решать задачу сохранения фундаментальной науки и развития ее на базе эффективно функционирующей практики, разрабатывать фундаментальные и прикладные научные проблемы и обеспечивать инновационный механизм внедрения научных исследований в практику, создавая современный университет.

Что сегодня у нас на повестке дня? Разработка новой программы «Столичное образование-5», которая, вне всякого сомнения, станет новым шагом в развитии московского образования и даст новый импульс для развития педагогической науки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте