Самые талантливые российские школьники завоевывают золотые медали на международных олимпиадах, а какие результаты получают они на ЕГЭ? И много ли их среди высокобалльников? С такими вопросами мы обратились к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любови ГЛЕБОВОЙ.
– Любовь Николаевна, ЕГЭ и олимпиады – разные формы, с помощью которых можно показать свои знания или талант. Задача госэкзамена – получить информацию о качестве подготовки ученика, а олимпиадное движение выявляет самых одаренных ребят. На ваш взгляд, две эти системы контрастируют или дополняют друг друга?
– Я думаю, единый государственный экзамен не может быть рассмотрен в качестве конкурента системам олимпиад знаний. Единственно верный подход – рассматривать ЕГЭ и олимпиады только как взаимодополняющие системы.
История олимпиадного движения насчитывает не один десяток лет, и на протяжении всего периода своего существования олимпиады не противоречили, а развивались в тесном взаимодействии с государственной итоговой аттестацией выпускников школ.
Еще в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в соответствии с которой были начаты работы по введению ЕГЭ, изначально было предусмотрено развитие системы дополнительных форм вступительных испытаний в вузы и ссузы – учет результатов Всероссийской олимпиады школьников, вузовских олимпиад, творческие вступительные испытания.
Принятый 9 февраля 2007 года Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» определили комплексный подход к выявлению возможностей учета индивидуальных способностей и знаний абитуриентов с максимальным учетом требований профессионального образования.
Во-первых, в соответствии с законодательством Российской Федерации победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, принимаются в вузы без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады.
При поступлении победителей и призеров олимпиад в вузы по направлениям подготовки, не соответствующим профилю олимпиады, их результат засчитывается вузами как наивысший результат вступительного испытания по данному предмету. Например, победитель олимпиады по химии решил поступать на медицинский факультет вуза, где химия включена в перечень вступительных испытаний. В этом случае результат победителя олимпиады признается вузом и засчитывается как наивысший результат вступительных испытаний по химии.
Во-вторых, отдельным вузам по некоторым специальностям, перечень которых утверждается постановлением Правительства Российской Федерации, предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности.
В-третьих, вузам и ссузам по тем направлениям подготовки, по которым требуется наличие у поступающих определенных творческих способностей, физических, психологических качеств, разрешено проводить дополнительные вступительные испытания творческой, профессиональной направленности по предметам, по которым не проводится ЕГЭ. Результаты этих испытаний учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса. А перечень таких направлений подготовки утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
– А если посмотреть цифры, насколько соотносятся результаты победителей олимпиад по смежным предметам, сданным в форме ЕГЭ?
– Собственно, цифры также подтверждают взаимодополняемость олимпиадного движения и ЕГЭ. Например, средний балл ЕГЭ – в пятибалльной шкале – по русскому языку всех победителей олимпиады по литературе составляет 4,95. Все победители олимпиады по обществознанию, выбравшие в качестве государственной итоговой аттестации ЕГЭ по истории России, получили только 5. Победители олимпиад по математике и астрономии сдали ЕГЭ по физике на 4,9. Таким образом, результаты ЕГЭ коррелируют с результатами олимпиад, и единый госэкзамен не является препятствием на пути талантливой молодежи, а отражает ее успехи в соответствующей предметной области.
Среди высокобалльников много ребят-олимпиадников. Всегда есть победители, которые по другим предметам набрали 100 баллов по ЕГЭ. Например, победители олимпиады по английскому языку набрали 100 баллов по русскому языку и по математике, а победители по географии – по физике и математике.
Таким образом, ЕГЭ позволяет получить информацию об уровне и качестве подготовки выпускников, оценить качество образования в школе и готовность выпускников к поступлению в профессиональные учебные заведения, определить сильные и слабые стороны преподавания отдельных учебных предметов, наметить направления по совершенствованию образовательного процесса и программ повышения подготовки преподавателей. А развитие системы олимпиад позволяет выявить талантливую молодежь и предоставить ей возможность получения качественного высшего образования в любом вузе страны.
Комментарии