Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Стимул для развития

Учительская газета, №21 от 24 мая 2005. Читать номер
Автор:

Учебно-методический отдел издательства был создан для организации и проведения авторских семинаров в различных регионах России и странах СНГ. Чем обычно вызвана необходимость в подобных мероприятиях? Времена меняются, а с ними меняются требования, подходы, методы преподавания, программы, учебники, дидактический материал и так далее. И вполне естественно, если через некоторое время у учителя возникает потребность пройти курсы повышения квалификации.

В регионах есть ИПКРО и методические центры, но не всегда новые авторские концепции воспринимаются и оцениваются должным образом сразу. Это касается в первую очередь линий учебников, которые действительно довольно сильно отличаются от традиционных. Поэтому нередко преподаватель, узнав в институте повышения квалификации о появлении нового учебно-методического комплекта и услышав о нем много лестных отзывов, спешит приобрести его, а потом вдруг выясняется, что на практике у него возникают определенные трудности. Дело в том, что для перехода на новые учебники часто требуется отказаться от устойчивых стереотипов и внедрить неординарные технологии обучения. А поскольку для этого требуется время, а главное, более глубокое знакомство с авторскими новациями, заложенными в основе этого УМК, то эффективны встречи с авторами, хорошо представляющими способы, методы, те или иные практические решения образовательных задач, сформулированных в их трудах.

Подобная практика существовала и раньше, до распада СССР. Институты повышения квалификации готовили учителей к работе по новым учебникам, а авторы этих книг выезжали в регионы, встречаясь с педагогами, рассказывали им о потенциалах своих учебников и собирали замечания учителей. Обратная связь помогала авторам найти верные векторы дальнейшего развития учебной литературы. Однако после перестройки нарушились связи с регионами, возникли сложности в организации централизованной работы в этом направлении. Кроме того, появилось огромное количество учебников, учебных пособий и методичек, изданных в регионах, поэтому разобраться в этом море книг стало очень трудно. «Дрофа» была одним из первых издательств, которые стали целенаправленно заниматься вопросами взаимодействия автора и учителя. А 5 лет назад был создан наш отдел.

Наверное, можно было бы выстроить работу по принципу строгой централизации, когда в Москву, в Академию повышения квалификации съезжаются представители региональных ИПКРО, встречаются здесь с авторами учебников, слушают их выступления, затем передают услышанное районным методистам, а те в свою очередь – завучам и учителям. Однако с некоторых пор добираться до столицы стало слишком дорого, а при посредничестве не исключены искажения по принципу «сломанного телефона», да и что может заменить живое общение? Поэтому издательство идет на довольно большие расходы, связанные с командировками в регионы и организацией этих семинаров за свой счет, но зато эффект получается гораздо более сильный! Ведь учителя в основном интересуют не общие, а вполне конкретные проблемы – «вот я работаю по вашему учебнику в таком-то классе, и у меня возникли такие-то сложности вот здесь и здесь». И лучше всего им могут помочь советы того, кто создал этот учебник. Бывало даже, что преподаватели, привыкшие работать по старинке, поначалу попросту отказывались заниматься по какому-либо УМК, поскольку новая книга не была предназначена для стандартных подходов. Но после двух-трех дней семинарской работы с участием автора они приходили к выводу, что этот комплект при умелом подходе действительно может иметь очень высокий КПД. Правда, порой бывает и наоборот – люди, перешедшие на новые учебники, вдруг открывают в них то, о чем даже составитель не догадывался. И благодаря семинарам это становится достоянием остальных.

Наше издательство выпускает самые разные учебники – как оригинальные, созданные по принципиально новым подходам, так и классические, которые являются переработкой хорошо зарекомендовавших себя изданий под новые программы. Но регионы в равной степени приглашают к себе авторов как первых, так и вторых книг. Потому что для любого учителя приезд автора – стимул для развития, общение с ним всегда действует вдохновляюще.

Татьяна ЕФИМОВА, начальник учебно-методического отдела издательства «Дрофа»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту