Экспериментальный базисный учебный план, построенный на культурологических принципах
Учебный план общеобразовательных учреждений, построенный на культурологических принципах, представляет собой попытку преодоления разрыва между предписанным единым государственным стандартом и социокультурным опытом человека. Этот разрыв обусловлен противоречием между индустриально-урбанистическим типом цивилизации и хрупкой природой, неспособной выдерживать длительную эксплуатацию со стороны присваивающего хозяйства и человека, который этим типом хозяйства формируется. Условия жизни в городе пагубны для здоровья и социального самочувствия, а сельская жизнь разрушается. Школа во многом содействует этому, т.к. является проводником европейского типа образованности, где главный мотив – обладание знаниями, а не продвижение личного и коллективного опыта.
Стержнем образовательной политики должно стать экологическое образование в широком понимании этого термина. В связи с этим важно переориентировать все образовательные области и образовательные компоненты на познание живой культуры, способом освоения которой будет включение в содержание образования социальных процессов, связанных с жизнедеятельностью учащихся как части учебного курса.
Исходя из вышесказанного, общеобразовательная школа, простроенная на культурологических основаниях, призвана:
– оказать помощь ребенку в многовариативном освоении мира посредством языков, выработанных человечеством;
– выработать у каждого школьника индивидуальный, предметный и профессиональный стили мышления, создать условия для становления личности, способной открывать богатства реальности, впитывать и переживать их, а также способной выстраивать программу собственной жизнедеятельности и отвечать за сделанный выбор.
Учебный процесс должен быть построен по модели художественного процесса, представляющего собой логику органического развертывания любого живого содержания: образ человека сливается с образом культуры, знание идет рука об руку с переживанием, интуиция – с логикой. Такую возможность дают:
– включение в содержание образования социальных процессов, связанных с жизнедеятельностью учащихся, как части учебного курса;
сбалансирование содержательного инварианта и потребностей ученика в процессе становления его личности;
– выбор учеником предметов внутри образовательной области, построенной на принципе открытости курсов, которая предполагает изменения и перестройку в ходе совместной деятельности ученика и учителя;
– ослабление барьеров между различными предметами и образовательными областями на основе интегральных подходов.
Гармонизация общеобразовательных интересов территории проживания и опыта конкретной личности осуществляется через предлагаемый гибкий учебный план, основным принципом которого является выбор учеником в процессе деятельности индивидуального пути в образовании. Предметом выбора могут стать: образовательный компонент (предмет), образовательный уровень по технологическому и смысловому наполнению, учебные программы и технологии.
Каждая ступень образования должна быть представлена в гибком учебном плане своей стилистикой:
6 (7) – 12 лет – отсутствие предметной “расщепленности” мира, взгляд на мир с использованием различных языков, обладающих разной выразительной силой;
12 – 15 лет – предметно-языковое “разъятие” мира (наряду с языком личностного восприятия и самовыражения каждого ученика), дающее все многообразие учений о нем.
Комментарии