search
main
0

Стихия Камбуровой. На ее концертах важны даже пауза и дыхание

На днях в свет вышел DVD – концерт Елены Камбуровой и двух работающих с ней фантастических музыкантов, Олега Синкина и Вячеслава Голикова, записанный в течение двух вечеров в Театре музыки и поэзии.

В детстве люди придумывают разное. Кто что. Например, у меня была такая особенная певица, за спиной которой, когда она пела, строились и рушились города и сменялись времена года. Потом оказалось, что такая певица действительно есть. Елена Камбурова.

Елена Камбурова умеет превращать невидимый мир в видимый. Изменять если не природу вообще, то человеческую природу точно. Выражать невыразимое. Каждый раз кажется, что вернее и тоньше это сделать нельзя; каждый раз оказывается – можно. Камбурова может. Ее голос может. Цветаева говорила, что поэты пишут не фразами, а словами. А лучшие поэты – слогами. У Камбуровой важны даже паузы, даже дыхание. Если б существовал прибор, способный записывать ее интонации графически, как кардиограмму, можно было бы глазами увидеть те самые строящиеся и рушащиеся города.

Она относится к тем редким художникам, которые не останавливаются в своем пути. Разного рода досадные помехи она отодвигает усилием воли, как выталкивают с рабочего стола вещи, мешающие работать. Но это частные подробности ее частной жизни. Не той, которую она проживает во время концертов. Насколько она закрыта в жизни, настолько распахнута на сцене. Существование на пределе возможного? На концертах кажется, что для нее нет границ.

Сегодня она поет Высоцкого. Ну что такое спеть Высоцкого? Все равно что «написать Пушкина». Пушкин сам все написал, а Высоцкий сам все спел. Оказывается, не все. «Канатоходец» и «Песня певца у микрофона» – маленькие трагедии вызова, плач о безымянных персонажах этих трагедий и ответ на вопрос о смысле творчества, найденный на одном дыхании. Что из этого было сочинено и спето Высоцким, а что – Камбуровой?

Все знают, что она не поет плохих стихов, но произнесенные ею слова нередко становятся значительнее написанных. Имея на сцене дело со значимыми словами, она и вне сцены старается не говорить слов, в которые не верит. Вроде бы просто. Непросто. Нужна привычка целой жизни.

Вот привычки выходить к публике у нее так и не появилось. Она волнуется. Многие актеры волнуются перед спектаклем. Она сильнее многих. А зато и у публики за столько лет не появилось привычки к Камбуровой. Когда чувствуешь себя живым, ошибиться невозможно. И привыкнуть к этому нельзя.

Почему-то ее считают камерной певицей. С «особенным» репертуаром не для всех. Между тем она бы легко могла собирать стадионы. Просто у нее никогда не было такой задачи: нравиться всем. Она не хотела выиграть, она хотела быть понятой.

Когда-то после концертов в залах, которые надо было «завоевывать» (и которые неизменно бывали побеждены), у нее возникало ощущение провала – не провала, но неудачи. Несмотря на то что зрители – немецкие рокеры, английские снобы, любители песен у костра или пионеры из лагеря «Орленок» – единодушно признавали ее победу. Прежде они не подозревали о существовании такого способа защищать то, что любишь: рискованного до головокружения, но верного. А для Камбуровой – единственного. (Нуждаются ли в защите музыка и поззия? Или так – Поэзия и Музыка? То, что любишь, всегда в опасности.)

Сегодня такие залы – редкость. В каждом городе у нее своя публика, не определяемая принадлежностью к поколению или роду занятий. Отзывы о концертах появляются в блогах – по ним можно узнать о гастрольных маршрутах Камбуровой. Среди них – профессиональные рецензии, благодарности и захлебывающийся «пиар» на подростковых форумах.

Она живет на сцене по законам стихии. Бывает, конечно, что и огню что-то мешает гореть. Однако настанет момент, когда стены все равно рухнут, гроза грянет, поток сорвет плотину. Трудно ли гореть огню? Неизвестно. Тайна. Выбора у него нет.

Вот и у Елены Камбуровой тоже.

Фото Дмитрия ШАТРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте