search
main
0

STEM: в тренде и приоритете. Лаборатория «Илмаринен» в ПетрГУ расширяет рамки класса

Год назад в Петрозаводске на базе Петрозаводского госуниверситета открылась научно-проектная лаборатория для школьников и студентов «Илмаринен». О том, как прошел первый год лаборатории, и перспективах работы рассказывает директор Ресурсного центра научно-технического творчества обучающихся ПетрГУ Мария Давыдова.

Мария уверена, ее склонность к техническому творчеству родом из детства: мама работала инженером-строителем, а папа и дедушка – на заводе. На самом деле разглядеть в хрупкой Марии, которая десять школьных лет занималась хореографией, бывалого технаря сумеет лишь тот, кто увидел, как запросто и со знанием дела девушка управляется с роботами и иными механизмами!Первые итоги работы- Проект, воплощенный на базе нашего вуза, нов не только для Петрозаводска и республики, но и для России, –  рассказывает Мария. – На момент создания это была единственная лаборатория в РФ, которая была образована при мощной поддержке вуза и частных компаний. Спустя год мы можем подвести итоги нашей работы. 28 сентября, кстати, начала работу подобная лаборатория в Новосибирске. Мы активно общались с нашими коллегами и давали советы, рассказывали, как это сделали мы, с какими проблемами сталкивались. Если говорить об учебных результатах, то благодаря поддержке учреждений допобразования Петрозаводска и Карелии – дома творчества №2 и ресурсного центра допобразования РК «Ровесник» – в прошлом учебном году на базе нашего центра было реализовано более 20 программ разной направленности, связанных с робототехникой, конструированием, естественно-научными проектами, работами по физике, биологии, астрономии, и, конечно, отдельным блоком идут программы с олимпиадными задачами. Если говорить о числовом выражении, то свыше 550 детей с 1-го по 11-й класс прошли обучение на базе нашего центра. Основной базой обучения ребят является главный корпус ПетрГУ, где и расположена лаборатория «Илмаринен». Наши партнеры активно поддерживают нас, приглашают участвовать в разного рода мероприятиях, проектах, конкурсах, фестивалях, выставках. О дистанционных программах для талантливых ребят из республики- Уже в самом конце прошлого учебного года была разработана первая дистанционная программа по робототехнике. Сейчас по результатам конференции, посвященной STEM-кластеру, мы увидели заинтересованность районов в этом дистанционном курсе и других наших наработках. У них также есть свои дистанционные программы. Например, школьный эколого-биологический атлас Карелии, который помогали разрабатывать для Республиканского эколого-биологического центра и поддерживают в ПетрГУ.  Также на базе университета давно существует дистанционная программа по физике, которую активно продвигают и используют педагоги. Мы нацелены на то, чтобы сейчас по запросам педагогов из районов Карелии делать те программы, которые интересны им. В частности, связанные с робототехникой и цифровыми лабораториями. В районные школы приходит, хоть и в небольшом количестве, новое оборудование, и учителя заинтересованы в том, чтобы научиться с ним работать. А для этого им нужны идеи и новые знания, а мы готовы идти навстречу.О перспективах появления подобных центровМария Давыдова не исключает, что центры, подобные «Илмаринену», могут появиться и в других регионах РФ. Проект получил высокую оценку как от частных партнеров, так и от представителей Министерства образования и науки РФ, так что Новосибирск не последний город, где подобные центры будут появляться.- Год от года  в разных регионах вузы будут заинтересованы в появлении подобных лабораторий, – уточняет Мария. – Во многих вузах подобные площадки есть, но они создавались под эгидой одного частного партнера, например, INTEL. Таких центров много, и ежегодно их представители собираются обсудить итоги своей работы в рамках большого Фестиваля науки в Москве. Очередной фестиваль прошел с 7 по 9 октября, куда мы были приглашены в качестве гостей и партнеров.О планах- Планы у нас глобальные. Мы получили серьезную поддержку от Минобрнауки РФ в рамках федеральной целевой программы развития образования. Наш пилотный проект носит  рабочее название «STEM-кластер допобразования на территории Республики Карелия». Благодаря федеральной поддержке будет закуплено огромное количество нового оборудования, появятся новые учебные программы и образовательные партнеры. Наша идея такова, что в отдельных районах Республики Карелия будут создаваться небольшие группы школьников во главе с учителем, которые станут заниматься  проектами, взаимодействовать с нами, исследуя и изучая свою тему, а затем представлять  эти проекты как результат работы программы STEM-кластера Карелии. Приятно, что в этом году к нам присоединились представители бизнеса, малые инновационные предприятия Карелии. Они в свою очередь готовят для детей так называемые кейсы, проблемные задачки своего производства или бизнеса, которые ребята могли бы попробовать решить. Как показывает практика, решение, которое предлагают дети, никогда бы не пришло в голову взрослым. Нам очень интересно, что из этого получится, и, возможно, уже в будущем наши ребята на базе ресурсного центра и лаборатории «Илмаринен» смогут решать вопросы, которые касаются не только школьных курсов или Петрозаводска, но и своих районов, и даже Карелии в целом.Перспективы допобразования и профориентации школьников ранее обсуждались на конференции в ПетрГУ. Эксперты поделились своими впечатлениями о возможностях STEM-образования.  Практически все ответы связаны с аббревиатурой STEM. Она расшифровывается так: S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics. По-русски читается –  «естественные науки, технология, техническое творчество, математика». STEM – популярное направление в образовании, которому многие страны сегодня отдают приоритет.Алла НЕСТЕРЕНКО, кандидат педагогических наук, сертифицированный ТРИЗ-специалист, автор более 40 публикаций по ТРИЗ-педагогике, руководитель ряда экспериментальных площадок по ТРИЗ-педагогике:- STEM и образовательные среды – это, наверное, про образование, которое раздвигает рамки класса, потому что в рамках класса сделать уже ничего невозможно. Существует тенденция – не STEM, а STEAM, где A – art, то есть без лириков и физикам никак.  Для меня было новостью, которая прозвучала в докладе директора Инжинирингового центра ПетрГУ Ольги Юрьевны Дербеневой, что университет имеет столько бизнес-площадок, где делаются реальные продукты. Маргарита МАРТЫНОВА, учитель информатики в шуйской средней общеобразовательной школе №1 и школе №35 Петрозаводска:- Образовательная робототехника выступает интегратором образовательных областей STEM, на основе которой можно изучать современные технологии, развивать интерес к естественным наукам и математике и мотивировать молодежь на выбор профессии в области науки и техники. На конференции со специалистами ПетрГУ обсуждались механизмы и примеры включения изучения основ робототехники в качестве компонента образовательной программы предметной области «Технология» для основной школы и предоставления возможности углубленного изучения робототехники в качестве предмета по выбору и в системе дополнительного образования. Юлия ГРИШИНА, заместитель директора Дворца творчества детей и юношества:-  Дворец творчества заинтересован в выявлении и поддержке проектов, направленных на создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала школьников, для их профессионального самоопределения и повышения социальной активности. В рамках внедрения инновационных технологий в процесс обучения в новом учебном году наряду с уже апробированными программами для младших школьников «Телескоп и мы», «Космические маршруты» в обсерватории дворца с октября 2016 года реализуется программа для старшеклассников «Открытый космос», педагог программы – Дарья Сергеевна Яковлева, выпускница дворца, а теперь кандидат наук, старший преподаватель кафедры общей физики Физико-технического института ПетрГУ.Татьяна ВАСИЛЬЕВА, первый зам. министра образования Республики Карелия:- Состоялось заседание Совета при Президенте РФ по приоритетным проектам в сфере образования. Один из проектов касался развития системы дополнительного образования. Развитие допобразования предлагается на базе действующих учебных заведений профессионального образования среднего и высшего звена, так что Карелия в тренде. Интеграция общего и дополнительного образования будет прослеживаться и дальше, это будет касаться самых разных дисциплин. До 2020 года планируется, что примерно 10 процентов школьников будут заниматься по программам научно-технической направленности. Эта цифра не случайна, она связана с потребностями экономики именно в таких кадрах. Говоря об игроках на поле допобразования, мне бы хотелось отметить новую тенденцию – появление бизнеса и предпринимателей, а также некоммерческих предпринимателей. Мы сегодня не до конца оцениваем этих партнеров, но на самом деле в сфере образования, например, возможно социальное предпринимательство. Рынок образовательных негосударственных услуг, который есть сегодня, достаточно большой. И в дополнительное образование бизнес идет со своими интересами, и не использовать его здесь нельзя. Кстати, ПетрГУ готов оказывать методическую помощь педагогам-предметникам, которые будут работать над проектами с учениками. Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте