search
main
0

Ставка на российские научные школы поднимает престиж отечественной науки и образования. Игорь АНДРЕЕВ

Десятки издательств могут похвастать тем, что они выпускают учебную литературу для школ. Но для системы профессионального и вузовского образования – лишь единицы. К их числу с недавних пор относится и «Дрофа». Что побудило ее расширить спектр своих изданий, каковы трудности и перспективы этого направления, рассказывает Игорь АНДРЕЕВ, главный редактор литературы для профессионального образования издательства «Дрофа».

Досье «УГ»Игорь Львович Андреев родился в столице в 1952 году. Закончил исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина. Работал учителем в школе, издательстве «Молодая гвардия», МПГУ и МГПУ. Его перу принадлежит более 100 научных, научно-популярных и учебно-методических работ. Среди последних исследований И.Л.Андреева – книга о царе Алексее Михайловиче, вышедшая в популярной серии ЖЗЛ. Андреев – автор учебников по истории для педагогических университетов и школ.

– Как отдельное подразделение издательства мы появились не так давно – с 2002 года, хотя и до этого наши школьные редакции издавали учебники и учебные пособия, адресованные студенчеству. Для «Дрофы» подобный шаг был естественен. Издательство изначально ориентировалось на осуществление принципа преемственности. Отстроив школьную «вертикаль», «Дрофа» потянула ее к профессиональному образованию. Ведь мало призывать своего читателя «учиться быть первым», надо еще и обеспечивать это первенство. Нам бы хотелось, чтобы книги «Дрофы» сопутствовали молодым людям на протяжении всего цикла обучения – от дошкольного до вузовского. Поэтому вполне логично, что, начав выпуск литературы для учителей, мы в какой-то момент перешли на выпуск учебной литературы для вузов, а затем для техникумов, колледжей, ПТУ. На сегодняшний день издано уже более 130 наименований учебников по разным направлениям и дисциплинам.

– Кто пишет эти книги?

– Нам повезло – многие авторы «Дрофы», создавшие УМК для школ, не только работают в педвузах, но и пишут учебники для будущих учителей. В результате учитель изначально чувствует себя комфортно – ему понятны требования, знакома методика, стиль изложения, подходы и содержание предмета.

Среди наших авторов также профессора и преподаватели классических университетов. Обращаясь к читателям УГ, хочу заметить, что их книги адресуются нами не только студентам, но и учителям. Приведу лишь один пример: учебники «Социально-экономическая география зарубежного мира» под редакцией В.В.Вольского и «Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья» под редакцией М.П.Ратановой принадлежат к тем учебным изданиям, без которых не могут обойтись географические факультеты большинства университетов. Однако трудно представить, чтобы столь фундаментальные труды не привлекли внимания истинных педагогов. Богатство фактического материала, статистика, включающая самые новые данные, глубокие обобщения – все это, несомненно, поможет работе в школе. Словом, наши учебники всегда несколько шире традиционных «утилитарных» границ – их стоит листать и перед школьными уроками.

– Одно дело, когда учитель создает учебник для школьников, основываясь на своем личном опыте. Другое дело, когда это делает преподаватель вуза, который видит проблему в совершенно ином ракурсе.

– Потому и хорошо, что многие наши авторы представляют не просто высшую школу как таковую, а именно ее педагогическую ветвь. Они общаются с учителями – настоящими и будущими, знают не понаслышке положение в школе. Хотя, конечно, порой даже преподаватели педвузов перегружают и усложняют школьные учебники. Преодолевать это приходится в процессе работы над рукописью. Не забывайте также о стандартах и программах. Вообще создание учебника (будь то школьный или вузовский) – процесс живой и творческий. Сравните первые и последние издания учебников одного и того же автора. Порой различия оказываются очень существенными. За фразой «издание дополненное и переработанное» нередко скрывается труд, сопоставимый с созданием самого учебника. Автор, радеющий о своем детище, интересующийся тем, как усваивается предложенный им материал, всегда стремится содержательно и методически усовершенствовать свой учебник. Мы, естественно, всегда поддерживаем и поощряем это стремление.

– Предметов в школе немного – менее двух десятков. Что же касается высшей школы, то здесь их гораздо больше. Вы стараетесь охватить все направления?

– Конечно же, одно издательство никогда не справится с тем великим разнообразием вузовских предметов, по которым нужно выпустить учебники. Я уж не говорю о начальном и среднем профессиональном образовании. Поэтому приоритетными для нас пока остаются учебники по «сквозным» дисциплинам, без которых не мыслится базовое образование. Но «Дрофа» издает и узкоспециализированные учебники – «Музеология», «Старославянский язык», «Картография» и так далее.

В рамках издательства у нас существует две редакции для профобразования: гуманитарной литературы, а также естественнонаучной и технической литературы. О книгах первой редакции мы уже говорили выше. Хотелось бы отметить учебники и учебные пособия, выпускаемые второй. Здесь издавались и издаются признанные метры, ведущие специалисты в своих областях. Достаточно назвать имена В.А.Садовничего, С.М.Никольского, Л.Д.Кудрявцева, Н.В.Богомолова, Т.И.Трофимовой, Н.А.Тюкавкиной. Мы не гонимся за сиюминутной выгодой и пытаемся осуществить достаточно сложные учебные книгоиздательские проекты. Иные учебники по естественнонаучным и техническим дисциплинам включают десятки рисунков, схем, графиков. Так, недавно в производство нами был сдан учебник «Общая фитопатология», включающий более 250 учебных рисунков. Можно представить, какую огромную работу проделали автор, редактор и художник! Между прочим, подобные учебники не выходили уже 20 лет, тогда как потребность в такой литературе огромная.

– Всегда ли ваши авторы – это люди с именем?

– Нет, не всегда. Бывает, что новый, никому не известный автор приходит с интересными идеями и оригинальными предложениями, которые затем реализуются в учебнике. Это, конечно, определенный риск, но мы идем на него, предварительно заручившись поддержкой рецензентов и специалистов. Замечательно, что среди наших авторов немало людей из нестоличных вузов. Эти творческие, интересные и очень требовательные к себе авторы – доказательство того, что вузовская наука и образование продолжают развиваться и в наше нелегкое время.

– Чем, на ваш взгляд, отличается вузовский учебник от школьного?

– Литература для высшей школы, на мой взгляд, отличается гораздо большей инновационностью. Это понятно: ведь учебник, адресованный школьнику и ограниченный программой, будет всегда более «консервативен», поскольку закладывает некие незыблемые истины. И тут вряд ли можно изменить что-либо кардинально. А вуз – совсем другое дело. Здесь постоянно появляются новые предметы, дисциплины и целые направления, о которых еще несколько лет назад никто не слышал. И для них нужны новые учебники и новые подходы. Естественно, тут гораздо важнее быть более гибким и быстрым, чтобы угнаться и за переменами. Задачи книгоиздателей – оставаться на высоте, не только печатать классические учебники, но и делать ставку на специалистов, генерирующих новые знания. Это, между прочим, очень ответственно. Здесь одна из областей, где книгоиздание напрямую влияет на инновационные процессы в образовании и науке. В «Дрофе» эту ответственность понимают и принимают.

– Как, по-вашему, в этом плане отечественные авторы уже достигли «международного уровня»?

– Определенно! На самом деле российским авторам и книгоиздателям есть чем гордиться. Ведь мы – одна из тех держав, которая может себя обеспечить учебниками и методическими пособиями для высшей школы по всем отраслям и направлениям. В Европе, например, лишь несколько стран могут себе позволить такую роскошь. Остальные довольствуются переводной учебной литературой. Да, многие учебники зарубежных авторов действительно очень интересны и остро необходимы нашему образованию. Их нужно переводить и издавать. Однако крайне важно понять: да, наука интернациональна, но она еще и национальна, поскольку опирается на конкретный опыт отечественных научных школ, отработанные подходы, методики, применимые только в наших, российских условиях. Еще раз повторю: мы гордимся нашими авторами и благодарны им. Говорят, что учитель ничего не создает, кроме будущего. Но в таком случае у авторов «Дрофы», обучающих учителя, роль не менее ответственна – ведь они создают будущее будущего.

– А вы не печатаете переводные учебники?

– Почти нет. Мы делаем ставку «на отечественного производителя», поднимая престиж отечественной науки и образования. Мы считаем, что у каждого должна быть своя специализация. Наша – отечественные учебники для школ, профессиональных училищ, техникумов и вузов.

При этом, однако, мы смотрим на вещи достаточно трезво. Посмотрите, многие наши студенты, которые приезжают учиться в зарубежные университеты, на первом курсе блистают своими базовыми знаниями. Но вскоре возникают сложности, поскольку они приучены к иному – им трудно учиться в режиме «проекта», поиска и выработки новых, нестандартных вариантов решений поставленной проблемы. Это не просто трудности адаптации. Сказываются различия в направленности образования. Возможно, в этой связи и нам следует задуматься не столько о переводе, сколько об изменениях парадигмы наших учебников. Они должны не только давать некую сумму систематизированных знаний, но и нацеливать в значительно большей мере на самостоятельную работу. Даже на страницах учебников. В информационном обществе эта задача становится первостепенной.

– Ваши книги отвечают этим новым требованиям?

– Академические и университетские сообщества понимают важность проблемы. Идет поиск новых подходов и путей решения. Но пока традиция и момент инерции слишком велики.

– «Дрофа» славится тем, что создает не отдельные учебники для школ, а целые учебно-методические комплекты. Можно ли то же самое сказать и про направление литературы для вузов, НПО и СПО?

– Да, мы создаем своеобразные УМК для профобразования. В них, правда, в силу особенности нашей литературы отсутствуют методические пособия. Зато теоретический материал учебников всегда дополнен практикумами, сборниками задач – словом, всем тем, что закрепляет полученные знания. Так что, покупая наши учебники, обязательно обращайте внимание на полноту комплекта.

– Во многих профессиональных училищах и техникумах нередко учатся по старым рассыпающимся учебникам или тем, которые изданы в самом училище. В чем проблема? Нет авторов или средств, чтобы выпускать новые книги?

– Ситуация эта вызвана тем, что в какой-то период внимание к системе НПО и СПО в обществе было утеряно. Техникумы и особенно профучилища находились, мягко говоря, в тени. Поэтому издательства учебной литературы сосредоточивали свое внимание прежде всего на школах. Сейчас, когда потребность в квалифицированных рабочих и специалистах резко возросла, стало понятно, что без этого сектора образования не обойтись. И выяснилось, что проблема на самом деле даже не в том, что учебники старые и рассыпаются. Нужны именно новые учебники – как в плане обновления их содержания, так и в плане понимания того, кого мы, собственно, собираемся готовить в системе НПО и СПО.

– А вы переиздаете старые учебники?

– Да, у нас даже есть серия «Классика отечественной науки» наиболее востребованных по всей стране авторов. Среди книг этой серии – Л.Г.Лойдзянский «Механика жидкостей и газа», И.Д.Бабаков «Теория колебаний». Конечно, в каких-то положениях они потеряли свою новизну, что-то сейчас понимается и предлагается иначе, но это – классика.

Некоторые книги мы издаем вне названной серии. Так, в настоящее время для студентов готовится сборник статей В.О.Ключевского о русской культуре и русских писателях. Знаете, существует острая потребность в привитии молодому читателю хорошего вкуса. К языку, к стилю, к содержанию. Издание В.О.Ключевского, иных классиков – из этого ряда.

– Трудно предположить, чтобы издательство «Дрофа» не разрабатывало новые проекты, связанные с высшей школой…

– Наверное, ни одно издательство не существует без задумок и планов. Есть они и у нас. Упомяну лишь об одном, совместном с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, проекте. Суть его – распространение в системе российского образования международного опыта по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании. Иначе говоря, проект призван сделать европейское образование более открытым и доступным, помочь нашей стране интегрироваться в мировое образовательное сообщество.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте