В настоящее время в Российской Федерации 3940 учреждений начального профессионального образования, в том числе 3575 – дневных.
За последние пять лет ни одно учреждение системы начального профессионального образования не испытывало трудностей с комплектованием. Это говорит об их востребованности. Однако 17 процентов выпускников не находят работу по специальности из-за отсутствия рабочих мест.
Общий контингент обучающихся в учреждениях начального профессионального образования в 1999 году по сравнению с 1998 годом увеличился на 24,7 тысячи и составил 1700 с половиной тысяч человек.
В Российской Федерации увеличилось количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования в расчете на 10 тысяч населения. Если в 1998 году этот показатель составлял 114 человек, то в 1999 году – 116 человек.
В системе начального профессионального образования занято 157,4 тысячи педагогических работников, в том числе с высшим образованием – 87,8 тысячи, со средним специальным образованием – 56,1 тысячи, со средним образованием – 13,5 тысячи.
В 1999 году во все учреждения начального профессионального образования принято 836,2 тысячи человек, в том числе в дневные – 713,3 тысячи.
В профессиональные училища и лицеи поступили 20,9 процента выпускников 9-х классов и 15,1 процента выпускников 11-х классов общеобразовательных школ (соответственно на 0,2% и 0,4% больше, чем в 1998 году).
В 1999 году выпуск квалифицированных рабочих и специалистов из учреждений начального профессионального образования составил 747,9 тысячи человек, в том числе 627,6 тысячи из дневных профессиональных училищ и лицеев.
За период с 1987 года сеть оздоровительных центров системы начального профобразования сократилась на 16 единиц, охват обучающихся – на 150 тысяч человек. В профессиональных училищах и лицеях ликвидировано 2 тысячи кружков технической направленности. Вдвое сократилось количество творческих художественных коллективов.
Незанятыми оказываются не только высококвалифицированные педагоги, но и, что самое главное, тысячи учеников.
Для учреждений дополнительного образования детей характерны те же трудности, что и для профессиональных училищ и лицеев. Материально-техническая база, оборудование и оснащение этих учреждений находятся в неудовлетворительном состоянии. Почти половина из них требует капитального ремонта и 6 процентов относятся к числу аварийных.
Система начального профессионального образования Российской Федерации располагает сетью образовательных учреждений дополнительного образования. К ним относятся: Государственный оздоровительно-образовательный центр “Рабочая смена” и 28 региональных оздоровительных центров, в которых ежегодно отдыхают и лечатся более 200 тысяч человек; центр технического творчества учащихся и 35 региональных Домов техники (120 тысяч человек); Всероссийский центр художественного творчества и 75 региональных Домов культуры, где занимаются более 100 тысяч учащихся.
Кроме того, в учреждениях начального профессионального образования действуют более 7 тысяч кружков различной направленности (технического, художественного, изобразительно-прикладного, информационно-вычислительного, спортивно-технического творчества) с охватом 120 тысяч обучающихся. Более 100 героико-патриотических клубов открыли двери для юных моряков, десантников, пограничников, летчиков. Как правило, эти ребята навсегда связывают свою судьбу с профессиональной армией.
Комментарии