Всемирному наследию принадлежат имена Льва Толстого, Корнея Чуковского, Агнии Барто, Владимира Маяковского, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля и многих других русских писателей. Впрочем, как и имя их польского коллеги – Януша Корчака. Он родился в еврейской семье в Варшаве. Подданный российской короны. По вероисповеданию католик. В те годы Царство Польское было неотъемлемой частью Российской империи. Окончил школу, потом медицинский институт. Его литературные кумиры – Лев Толстой и Антон Чехов. В 1904 году в польском журнале «Глос» (по-русски «Голос») состоялся его литературный дебют – стала печататься его первая повесть «Дитя гостиной».
Оказалось, что высокий интеллигентный блондин с рыжеватой бородкой и умным взглядом синих глаз еще с раннего детства мечтал стать крупным писателем и писать о своих беседах с детьми улиц – варшавскими гаврошами. Пожалуй, самое известное, что написал Януш Корчак за свои 64 года жизни, – это, конечно же, повесть «Банкротство юного Джека» и замечательная сказка «Король Матиуш Первый»! Обе они, читатель, про детей и для детей! Автор и его герой – Король-мальчик – мечтают создать на земле своего рода детский рай – царство добра и справедливости для детей. Но взамен, напротив, получают лишь зло и крушение всех великих надежд… Между тем доктора Януша Корчака, варшавского педиатра, успевшего уже несколько раз стажироваться за границей, принимают в лучших домах Варшавы – князья, графы, прокуроры, генеральши и даже наместник. Но что-то, однако, мешает нашему герою остепениться. Удивительно, сколько времени тот проводит за городом в обществе польской, русской и еврейской детворы!.. В варшавском свете злословят: не пристало-де доктору голубей по крышам с ребятней гонять! А тому все нипочем!Внезапно перспективный молодой врач подает в отставку и уходит из престижной больницы. В одночасье он превращается из преуспевающего доктора в директора захудалого детского приюта – дома сирот. Кажется, происходит совсем не равнозначный обмен фигур, если выразиться на языке шахмат! …Самого Януша Корчака с того времени станут называть Старым доктором. Между прочим, какое-то время тот будет пытаться совмещать сразу две профессии – воспитателя и врача. Однако придет время (и очень скоро!), когда педагогика и писательский труд станут главными в его жизни, а медицина – лишь чем-то прикладным, вторичным. Итак, что же происходит вдруг с некоторыми людьми? Инверсия или метаморфоза? Настоящее призвание, несомненно, рано или поздно даст о себе знать! И вот французский врач Франсуа Рабле вдруг ударяется в сочинительство, а мечтавший о лаврах поэта Александр Суворов внезапно для всех становится из армейского обер-интенданта генералом «Вперед»; напротив, русский морской офицер Римский-Корсаков весь предается музыке, парижский биржевик Гоген – живописи, а баварский король Людвиг, увлекшись искусством, теряет корону… Жалел ли Старый доктор о несостоявшейся карьере респектабельного господина? В его «Дневнике» есть удивительные строки: «Кто-то где-то сказал, что мир – это капелька грязи. А карьера человека, если рассуждать по совести, сомнительна…» Короче, у польского общества свои жизненные идеалы, у Корчака – свои. Свои критерии. Свои взгляды. Ведь он не только родился, но и умер с душой ребенка. Так же как дети улиц, он был предельно искренен. Как они, замарашки, выражая свои чувства, доверчив и крайне раним, бескорыстен и слишком прямодушен. С такими качествами, как известно, в жестоком мире взрослых людей он всегда бы был «белым вороном» или тем же «гадким утенком» и, верно, получил бы шишек больше, чем пышек! К тому же Старому доктору немудреные суждения детей о жизни куда ближе, занимательнее и интереснее, чем повседневные разговоры взрослых о русских рублях или польских злотых. На фотографии он разговаривает со своими воспитанниками, шутит, наверное, играет, учительствует. Чувство приобщенности к детству заметно усиливается, когда рядом с ним дети-сироты. Ведь для каждого из них ты отец и даже отчасти мать, – словом, все! Директор Дома сирот занимается, к примеру, и такой будничной практикой: собственноручно сажает, когда надо, ребенка на горшок; часами разбирается, что произошло, когда среди детей происходят ссоры и драки, на взрослый взгляд, самые пустячные. Дом сирот на Крохмальной улице в Варшаве – это не только дело его жизни, но и место обитания. Здесь он пишет свои статьи как известный в Европе практик воспитания, набрасывает главы книг, отдыхает, спит. Даже в 1914 году, призванный в русскую армию, он остается самим собой. Заброшенный стихией войны в Киев, он создает и здесь приют для украинских сирот войны. Потом, уже вернувшись в Варшаву, он в годы правления маршала Пилсудского открывает «Наш дом» – приют для детей заключенных и вынужденных эмигрантов; почти в то же время создает приют для младенцев-подкидышей. А чтобы его птенцы могли лучше радоваться лучам солнца, открывает на деньги спонсоров виллу «Ружичка», некое подобие летнего «Артека». Он много ездит по Польше, способствует открытию школ, оздоровительных лагерей, приютов. С 1926 года он создает первую в мире газету, выпускаемую самими детьми для детей, – «Малое обозрение», редактором которой является, как сообщается в первом номере газеты, «некто лысый в очках». …А своей семьи и детей у Корчака, как и у Андерсена, не было. Рассказывают, в молодости он испытал большую любовь, но мимолетную и, видимо, безответную, что и оставило в его душе осадок. Своим детищем, между прочим, он считал Дом сирот. А главное, что Старый доктор оставил нам, – это его бессмертные афоризмы: Педагог – человек, который принимает детей всерьез. Ребенок не будет, ребенок уже есть человек. Нет детей – есть люди, но с другими масштабами понятий, другими источниками опыта, другой игрой чувств. Корчак проповедует, таким образом, абсолютную, безусловную самоценность детства! Есть две равноправные, по его мнению, цивилизации – взрослая и детская. Он последовательно отстаивал духовный суверенитет детства. В своей знаменитой книге «Как любить ребенка» писатель излагает, пожалуй, стержневую идею своей педагогики: «Ты вспыльчивый, – говорю мальчику. – Ладно, дерись, только не слишком сильно, злись, но только раз в день»… Если хотите, в этом предложении… я изложил весь метод воспитания, которым пользуюсь»…В 1939 году германские войска оккупируют Польшу. А он, майор польской армии, так и не сможет по доброй воле оставить приюты, бросить детей. И он снова в Варшаве! Последнюю запись он сделает в «Дневнике» 4 августа 1942 года, когда воспитанники Дома сирот вместе со Старым доктором трагически торжественно, с песней и зеленым знаменем промаршируют к перрону гданьского вокзала, будто на загородную прогулку: «Поливаю цветы». Этими словами закончится сказка его жизни, ведь поезд с детьми тронется в Треблинку, навстречу смерти…
Комментарии